Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

СОВМЕСТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Ольга Станиславовна Слухова-Подольская,

директор БПОУ ВО «Вологодский колледж сервиса»

Аннотация

В статье представлен опыт профессиональной образовательной организации по реализации проекта «Разработка и внедрение в Вологодском колледже сервиса системы совместного наставничества в условиях инклюзивного образования». Показана важность и актуальность института наставничества в инклюзивном профессиональном образовании. Особое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности педагогических работников как условию реализации инклюзии в колледже.

Ключевые слова

Инклюзивное профессиональное образование; наставничество; лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

  1. 1.Olga Stanislavovna Slukhova-Podolskaya

Joint supervision in the context of inclusive education at vocational education institution

The article presents experience of professional educational establishment in the project “Development and implementation of the system of joint supervision in Vologda vocational education institutions in the context of inclusive education”. The article shows the importance and relevance of supervision concept in inclusive vocational education. Special attention is paid to the development of professional competence of teaching staff as a condition for implementation of inclusive education at vocational education institution.

Key words: inclusive vocational education; supervision; disabled people.

В системе среднего профессионального образования Вологодской области наблюдается тенденция увеличения доли студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности обучающихся профессиональных образовательных организаций. В Вологодском колледже сервиса за период с 2015 г. по 2019 г. число студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью выросло в 3,5 раза. Прогнозируется и дальнейшее увеличение численности студентов данной категории в связи с тем, что меры государственной политики на федеральном и региональном уровне направлены на привлечение выпускников школ в систему среднего профессионального образования.

Организуя и осуществляя обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; коллектив колледжа сталкивался с проблемами, связанными с особенностями инклюзивного образования. Не все предприятия были готовы к сотрудничеству с колледжем в вопросах инклюзивного практического обучения как части инклюзивного образования. Отсутствие опыта работы в период практики на различных предприятиях реального сектора экономики затрудняет профессиональную и производственную адаптацию выпускника с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, препятствует его успешной профессионализации. В результате лишь небольшая часть выпускников колледжа с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью трудоустраивались по полученной специальности по окончании обучения в образовательной организации.

Одним из показателей успешности и востребованности выпускников профессиональной образовательной организации на производстве является доля их трудоустройства, в том числе доля трудоустройства выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В качестве эффективного инструмента содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью педагогическим коллективом колледжа была определена система совместного наставничества (сонаставничества) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Рис. 1. Этапы реализации проекта

В марте 2018 г. в образовательной организации был дан старт проекту «Разработка и внедрение в Вологодском колледже сервиса системы совместного наставничества в условиях инклюзивного образования» (краткое наименование проекта – «Сонаставничество»).

Стратегической целью, на достижение которой в комплексе с другими программами и проектами колледжа был направлен проект «Сонаставничество», явилось обеспечение трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по полученной профессии, специальности в течение одного года с момента выпуска. Целью проекта стало обеспечение разработки и внедрения системы совместного наставничества для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в БПОУ ВО «Вологодский колледж сервиса» к 1 сентября 2019 года. К дате окончания реализации мероприятий проекта было предусмотрено достижение следующих показателей:

‒ доля мастеров производственного обучения, включенных в систему совместного наставничества, – 100%;

‒ количество предприятий, включенных в систему совместного наставничества, – 10 ед.;

‒ доля выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроенных по полученной профессии (специальности) в течение одного года с момента выпуска, – 60%.

Система совместного наставничества представляет собой совокупность взаимозависимых компонентов и связей между ними. В колледже формируются команды сонаставничества, состоящие из студента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, мастера-наставника (из числа мастеров производственного обучения колледжа) и профнаставника (из числа специалистов предприятия-партнера). Учебная практика, лабораторные работы проводятся для студента на базе учебно-производственного центра колледжа при поддержке мастера-наставника, производственная практика – на предприятии при поддержке обоих наставников. Наставник из числа работников предприятия передает наставляемому не только опыт, но и традиции, элементы корпоративной культуры предприятия и своего трудового коллектива. Одновременно, взаимодействуя в период производственной практики, наставники осуществляют и взаимонаставничество, обмениваясь знаниями и умениями, осваивая педагогические и отраслевые компетенции.

Включение каждого студента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в отдельную команду сонаставничества позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход к организации практического обучения студента. Реализация индивидуального подхода предполагает организацию учебной деятельности с учетом личностных особенностей, интересов и потребностей студента, стиля мыслительной деятельности, наличия опыта деятельности, сформированности умений. В результате подбора наставниками индивидуальных заданий, применения наиболее рациональных методов практического обучения в зависимости от способностей и особенностей студента, у последнего формируются умения оценивать результаты своей деятельности, собственные возможности и планировать свою профессиональную деятельность.

Через институт наставничества в колледже решается задача подготовки студентов к участию в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс». С 2015 г. БПОУ ВО «Вологодский колледж сервиса» является организатором соревнований по компетенции «Поварское дело», студенты колледжа ежегодно принимают участие в конкурсе.

В результате реализации мероприятий проекта разработан комплект локальных нормативных актов по вопросам наставничества, программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Методика организации и осуществления совместного наставничества в условиях инклюзивного образования», методические рекомендации по осуществлению наставничества; обучены педагогические работники колледжа и наставники из числа работников предприятий практики по вопросам инклюзивного образования и наставничества; все студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включены в команды сонаставничества, с 1 сентября 2018 г. их практическое обучение проводится под руководством наставников.

За пределами временных границ реализации проекта в колледже продолжено применение системы совместного наставничества для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Система совместного наставничества используется в колледже также при организации практической подготовки студентов, не имеющих статуса инвалидов, но страдающих хроническими заболеваниями и имеющими затруднения в профессиональном обучении.

Проект помогает решить задачу повышения качества практического обучения и трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью через систему совместного наставничества.

В ходе реализации мероприятий проекта в колледже сформирована единая команда обученных наставников из специалистов предприятий и педагогов, обладающих компетенциями, необходимыми для качественного практического обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в целях обеспечения их трудоустройства.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ирина Александровна Армеева,

методист по инклюзивному образованию МАОУ «Центр образования № 42» г. Вологды

Аннотация

В статье приводится определение адаптированной образовательной программы, раскрывается порядок разработки адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования в зависимости от реализуемых федеральных государственных образовательных стандартов.

Подробнее

Социально-педагогическая защита детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Александра Павловна Коновалова,
заведующий лабораторией ФГОС ОВЗ и инклюзивного образования
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент;

Юлия Николаевна Швалева,
методист МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения» г. Череповца

Аннотация

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения» г. Череповца с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыто содержание образовательного процесса, способствующее эффективной социально-педагогической защите детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования

Ключевые слова
Дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; социально-педагогическая защита; дополнительное образование детей

Подробнее

Успех во взаимодействии: ПМПК и ПМПк

Мария Евгеньевна Соболева,
заместитель директора БУ ВО «Областной центр ППМСП»;
Елена Николаевна Туркина,
учитель-дефектолог БУ ВО «Областной центр ППМСП»

Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации. Авторами рассмотрены понятия психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, раскрываются их основные задачи и направления взаимодействия
Ключевые слова
Психолого-медико-педагогический консилиум; психолого-медико-педагогическая комиссия; образовательная организация

Подробнее

  • Автор: Ирина Алфеевна ТОКАРЕВА, директор БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»,Татьяна Викторовна ЗАГОСКИНА, заместитель директора по организационно-педагогической работе БУ ВО «Областной центр психолого-педагогическ
  • Категория: Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • Просмотров: 714

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОВЗ ЦЕНТРАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

 Аннотация: Большую роль в реализации ФГОС ОВЗ играют центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В статье обозначены трудности внедрения ФГОС ОВЗ в образовательных организациях региона, а также представлена модель сопровождения реализации ФГОС ОВЗ центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Подробнее

  • Автор: Ирина Алфеевна ТОКАРЕВА, директор БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»,Татьяна Викторовна ЗАГОСКИНА, заместитель директора по организационно-педагогической работе БУ ВО «Областной центр психолого-педагогическ
  • Категория: Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • Просмотров: 395

УЖЕ 25, НО МНОГОЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ...

Аннотация:

Бюджетное учреждение Вологодской области «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в ноябре 2017 года отмечает свое 25-летие. Профессиональные достижения специалистов учреждения имеют высокую оценку со стороны участников образовательного процесса и отмечены профессиональным сообществом. Обозначены традиционные и новые направления работы центра, а также перспективы деятельности.

Подробнее

  • Автор: Ирина Александровна АРМЕЕВА, методист лаборатории ФГОС ОВЗ и инклюзивного образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
  • Категория: Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • Просмотров: 571

КЛЮЧЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация: В статье представлены основные документы, направленные на реализацию прав инвалидов. Охарактеризованы ключевые мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования детей с инвалидностью в образовательных организациях.

Подробнее