Информационно-методический и научно-педагогический журнал

Новые стандарты

  • Автор: Зоя Александровна Кокарева, старший научный сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент
  • Категория: Новые стандарты
  • Просмотров: 77

ОКАЗАНИЕ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Зоя Александровна Кокарева,

старший научный сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент

В профессиональном стандарте педагога содержатся новые требования к квалификации учителя. Одним из них является трудовое действие – «оказание адресной помощи обучающимся». Данное требование относится к трудовой функции «развивающая деятельность педагога».

Профессиональный стандарт предписывает освоение и применение психолого-педагогических технологий для оказания адресной помощи следующим контингентам детей: одаренные дети; социально уязвимые дети; дети, попавшие в трудные жизненные ситуации; дети-мигранты; дети-сироты; дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.); дети с ограниченными возможностями здоровья; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью.

Подробнее

  • Автор: Анна Юрьевна Земцова, методист лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент
  • Категория: Новые стандарты
  • Просмотров: 161

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Анна Юрьевна Земцова,

методист лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент

Российская академия образования в рамках реализации государственного контракта «Исследование по созданию инновационного образовательно-методического обеспечения в условиях реализации концепций по предметным областям» по поручению Минобрнауки РФ разработала проекты научно обоснованных концепций модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы (биология, химия, физика)».

Актуальность обновления содержания естественнонаучных дисциплин связана с необходимостью формирования естественнонаучной грамотности учащихся, к основным компетенциям которой относят: умение описывать и объяснять естественнонаучные явления и процессы, оценивать закономерности, делать выводы. Решение этой задачи во многом совпадает с требованиями ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.

Подробнее

ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ И ЕВРОПЫ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ

Публикуется в рамках деятельности стажировочной площадки по мероприятию 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» ФЦПРО на 2016–2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

21 октября 2016 г. в рамках научно-практического форума «Вологодская область – душа Русского Севера» прошла межрегиональная научно-практическая конференция «История материальной и духовной культуры народов России и Европы: опыт преподавания».

Организаторами конференции являются Вологодский государственный университет и Вологодский институт развития образования.

Подробнее

Основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы

Публикуется в рамках деятельности стажировочной площадки по мероприятию 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» ФЦПРО на 2016–2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №  97

Ирина Валентиновна Мовнар,

научный сотрудник лаборатории
развития общего образования
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н.

Аннотация

В статье представлен комментарий основных разделов Концепции преподавания русского языка и литературы. Обозначены ключевые направления модернизации школьного филологического образования. Проанализированы  результаты  реализации Комплекса мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы Вологодской области.

Подробнее

Концепция преподавания предметной области «Искусство»

Публикуется в рамках деятельности стажировочной площадки по мероприятию 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» ФЦПРО на 2016–2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

Инна Викторовна Колесникова,

методист лаборатории развития общего образования
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»,
учитель музыки МОУ «СОШ № 16»

Аннотация: В статье представлен обзор материалов Общероссийской конференции и Общероссийского съезда учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

Ключевые слова: искусство, музыкальное образование, художественное образование.

Подробнее

Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы реализации предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России“ и курса “Истоки”»

М.М. Караганова,

проректор АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.фил.н.;

М.А. Углицкая, заведующий лабораторией воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н.

Публикуется в рамках деятельности стажировочной площадки по мероприятию 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» ФЦПРО на 2016–2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497

10–12 ноября 2016 г. в Вологде состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы реализации предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России” и курса “Истоки”».

Подробнее

  • Автор: Светлана Анатольевна Захарова, воспитатель МБОУ «Детский сад №2 «Сказка» Вожегодского муниципального района
  • Категория: Новые стандарты
  • Просмотров: 1884

День самоуправления как одна из инновационных форм работы с родителями

В статье представлен опыт проведения «Дня самоуправления» как нетрадиционной формы работы с родителями. По мнению автора, мероприятие имеет дифференцированный подход, учитывает социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Целью мероприятия стало развитие сотворческих процессов в детско-родительском коллективе и креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Использование нетрадиционных форм работы в детском саду обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления детей.

Подробнее

  • Автор: Афоничева Ольга Николаевна, Байнина Ирина Геннадьевна, Гусева Ирина Юрьевна, Кулакова Ирина Николаевна, учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Череповец
  • Категория: Новые стандарты
  • Просмотров: 1063

Программа внеурочной деятельности «Хранители родника» в экологическом воспитании младших школьников

ПЛАШКА

«Хранители родника». Программа внеурочной деятельности для младших школьников с таким названием была представлена педагогами средней общеобразовательной школы № 2 г. Череповца на научно-практической конференции «Развитие экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности» в рамках Дней защиты от экологической опасности состоялась, на которой была представлена

Слово "родник" (часто – начало, исток реки) следует понимать как символ окружающего мира, природы, источник, начало становления и развития экологической культуры личности. Слово "хранители" означает охрану, заботу об окружающем мире, бережное отношение к нему.

Цель данной программы: повышение уровня экологической культуры младших школьников с пассивно-потребительского до творческо-восстановительного. Программа направлена на решение задач, определённых Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования:

1) формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

2) формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности;

3) формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей;

4) развивать потребность в необходимости решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, соблюдения здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды и её восстановлению;

5) формировать умение применять эколого-значимые знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

6) формировать навыки и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, объём - 135 часов (по 1 часу в неделю), имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной программой с практической ориентацией. Занятия проводятся как в аудитории, так и вне её.

Новизна программы заключается в том, что она составлена на основе эколого-ценностных ориентиров (ценность потребления, ценность сбережения, ценность восстановления), заложенных в технологии развития экологической культуры (авторы технологии доктор педагогических наук И.Д. Лушников, кандидат педагогических наук Е.Ю. Ногтева).

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется посредством включения учащихся в выполнение исследовательских заданий, в игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики в соответствии с возрастными особенностями детей и подразделяется на 4 блока: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и природа», которые уточняются, расширяются, углубляются от класса к классу и продвигаются от ценности потребления к ценности сбережения и сохранения и, наконец, к ценности восстановления.

Классы

Блоки

Неживая природа

Растения

Животные

Человек и природа

1 класс

Знакомство с миром неживой природы

Необычное в обычном

Загадки животного мира

Первые уроки охраны природы

  2 класс

Изучаем мир неживой природы

Разнообразие растений Вологодской области

Разнообразие животных Вологодской области

Дом, в котором мы живём

3 класс

Заботимся о мире неживой природы

Приспособление растений к среде обитания

Приспособление животных к среде обитания

Заповедные места Вологодской области

4 класс

Мы – друзья неживой природы

Роль и значение растений в природе

Роль и значение животных в природе

Экологические проблемы родного края

Преемственность прослеживается в содержании заявленных блоков: если в 1 классе младшие школьники только знакомятся с миром природы  (названия блоков «Объекты неживой природы», «Необычное – в обычном», «Загадки животного мира»), то в 4 классе они включены в активную эколого-оправданную восстановительную деятельность, которая находит отражение в таких блоках, как «Мы – друзья неживой природы», «Экологические проблемы родного края».

Содержание программы основано на углублении и систематизации изучаемого материала. На начальных этапах обучения младшим школьникам наиболее доступна для понимания ценность потребления: чтобы жить, надо потреблять. Занятия строятся так, чтобы вызвать у детей интерес, привлечь  внимание к миру неживой и живой природы. Постепенно дети осознают ограниченность ресурсов природы, а значит и ценности потребления, и походят к осознанию ценности сохранения и восстановления.

Внеурочная деятельность ориентирована на практическое овладение учащимися эколого-значимыми знаниями о взаимодействии человека, природы, общества, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе родного края. Эколого-ценностные отношения формируются при рассмотрении воздействия человека на природу, как положительного, так и отрицательного. Эколого-оправданная деятельность проектируется через знакомство с вопросами охраны природы и участием в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьной территории, работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями).

Система разнообразных форм организации деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. Занятия строятся с учетом психологических особенностей учащихся начальных классов, самостоятельная учебная деятельность которых находится в стадии формирования, в то же время повышается уровень произвольности психических функций, развивается внутренний план действий. В связи с этим используются активные формы работы с детьми: экскурсии, акции, познавательные беседы, проекты, опыты, выставки рисунков и фотографий.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в программе «Хранители родника» представлены требования к  результатам обучения:

1) личностные результаты:

– развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств,

– формирование ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

2) метапредметные результаты:

а) регулятивные универсальные учебные действия:

– планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

б) коммуникативные универсальные учебные действия

– ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

– предлагать помощь и сотрудничество;

– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

– формулировать собственное мнение и позицию;

– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

в) познавательные универсальные учебные действия:

– ставить и формулировать проблемы;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

– устанавливать причинно-следственные связи.

Остановимся несколько подробнее на характеристике преемственности содержания и форм деятельности от класса к классу на примере блока «Неживая природа». В первом классе дети знакомятся с конкретными объектами неживой природы (воздух, вода, Солнце, почва, камни) и их отличиями от живой природы. Занятия проходят в форме экскурсий (в парк, в лес, к водоёму). Во втором классе дети активно изучают мир неживой природы, знакомятся со свойствами объектов неживой природы на основе опытов и наблюдений, в ходе которых узнают о круговороте воды в природе, об образовании облаков и тумана, о составе почв, о небесных телах. В третьем классе при изучении блока «Неживая природа» учащиеся обращают пристальное внимание на вопросы сохранения природных ресурсов окружающего мира: полезных ископаемых  Вологодской области и их разумного использования человеком, способов их сохранения, изучают источники загрязнения почв, водоемов, воздуха и основы организации природоохранной деятельности по очистке почв, водоемов, воздуха. Участие в акции «Сохраним берега чистыми» предусматривает работу с экологическими плакатами и экологическими рисунками, составление правил поведения отдыхающих и туристов на водоёме, а также практическую деятельность по очистке берегов рек Шексна и Ягорба. В четвёртом классе блок неслучайно назван «Мы – друзья неживой природы». На занятиях проводятся эксперименты  по изучению воды из местных источников и ее пригодности для водоснабжения населения г. Череповца, по исследованию влияния промышленных предприятий г. Череповца на состояние воздуха.

В процессе изученияпамятников природы Вологодской области дети самостоятельно и с помощью взрослых собирают информацию об объектах природы, имеющих большую ценность: гора Маура, Цыпина, Сандырева (в Кирилловском районе), валун «Лось» (на реке Сухоне), кедровая роща (у деревни Чагрино Грязовецкого района), мачтовые сосны (у села Модно Устюженского района) и др.

В ходе изучения темы «Экологические проблемы родного края: пути решения» учащиеся обсуждают экологические проблемы природных сообществ: луга, леса, водоёма, культурного сообщества – поля. Выясняют, что зависит от человека, обсуждают правила поведения в природе. В результате этого появляется потребность в необходимости решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды и её восстановлению. Объясняя вред от батареек, оказывающихся на свалке, детям приводим такой пример: сдав на переработку одну батарейку, ты спасаешь от загрязнения тяжелыми металлами 20 кв.м. земли – в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей. В школе проводится практическая акция по сбору батареек, осуществляется выход агитбригады по данной проблеме в ближайшие детские сады. В результате этого происходит формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей. Обращение к  проблеме бездомных животных, которая остро стоит в нашем городе, знакомит детей с приютами для бездомных животных «Пёс и кот», «Спас». Организуется посещение приюта с целью оказания практической помощи.

На занятиях по программе используются вариативные формы и виды деятельности: беседы по личным наблюдениям; конкурсы творческих работ; эксперименты; экскурсии в природу; работу с информацией; виртуальные экскурсии; практические работы; мозговой штурм, проекты, исследовательские работы, совместная деятельность обучающихся и родителей.

На итоговых занятиях во 2 и 4 классах проводится мониторинг изучения уровня экологической культуры учащихся, ранее разработанный и апробированный  учителями начальных классов школы под руководством Е.Ю.Ногтевой. Данная методика базируется на ситуативном опроснике, позволяющем выявить уровень экологической культуры учащихся и отследить динамику её развития от класса к классу.

В результате реализации программы «Хранители  родника» можно выявить три уровня:

– Первый уровень результатов освоения программы – приобретение школьником углубленных и расширенных знаний о живой и неживой природе, о разнообразии растений и животных, о их роли и значении в природе, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в природе. Знание и понимание экологических проблем своего края, необходимости сбережения природы. С этой целью спланированы занятия в форме игр, викторин, путешествий и т.д.

– Второй уровень результатов освоения программы формирование позитивных отношений школьника к таким ценностям, как человек, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом; понимание связей живой и неживой природы, сложности экологических проблем, осознание значимости охраны природы, овладение умениями по защите, уходу и бережному отношению к  окружающей среде. На этом уровне идет формирование личного отношения каждого ребенка к восстановительному типу взаимодействия человека и природы. Это ярко выражается при проведении занятий в форме круглого стола, при групповой работе, где каждый учащийся может высказать свое мнение по отношению к данной проблеме.

– Третий уровень результатов освоения программы– получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия по улучшению окружающей среды, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, планирование своей деятельности по восстановлению природы, нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред всему окружающему. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для  учащихся 1-2 классов, презентации экологических

проектов.