Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

 

 

Аннотация: В статье описан опыт разработки программы развития школы, в основу которой положена идея государственно-общественного управления образовательным учреждением. Автор раскрывает содержание четырех подпрограмм, входящих в программу развития школы:«Демократизация управления школой», «Общественно-ориентированное образование», «Гражданин рождается в школе», «Школа – центр местного сообщества».

 

БОУ «Юровская средняя общеобразовательная школа» на протяжении последних лет работает в режиме внедрения инновационных проектов. Школа начала свою историю с начала 20 века. До 1957 г. она функционировала как начальная, а затем стала средней школой. Новое типовое здание, в котором школа располагается сейчас, было построено в 1979 году.

Благодаря успешной реализации в 2006-2010 годы инновационного проекта «Предпрофильное и профильное обучение» в 2011 году школа стала победителем регионального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

В 2011-2013 годы образовательное учреждение работало над реализацией программы развития «Внедрение модели «Современная русская школа» в практику деятельности образовательного учреждения». В течение этих лет школа накопила богатый опыт по данной тематике, который успешно обобщила на муниципальном уровне.

В 2014 году школа начала реализовывать новую программу развития  «Система органов государственно-общественного управления образовательным учреждением как фактор реализации миссии школы», которая разработана на основе анализа жизнедеятельности школы, предшествующих достижений и является продолжением программ развития школы 2006-2013 гг.

БОУ «Юровская средняя общеобразовательная школа» имеет положительный опыт выявления и вовлечения в процесс управления образовательным учреждением потенциальных партнеров из числа родителей и представителей социума. В процессе реализации новой программы развития будет продолжаться разработка различных форм социального партнерства, организация эффективного привлечения всех участников образовательного процесса в управление школой. Мы считаем, что школа в современных условиях не должна оставаться один на один со своими проблемами, особенно если это сельская школа, являющаяся центром и организующим началом всей жизни окружающего ее социума. Опыт показывает, что организовать систематическое активное общественное участие родителей и школьников в реализации образовательных и социальных программах непросто. Это связано с отсутствием свободного времени, неумением взять на себя ответственность за результат, недостаточной компетентностью в области социального менеджмента.

Стратегическая цель программы состоит в создании в школе действенной модели государственно-общественного управления как инновационного процесса в управлении развитием школы, соответствующей принципам государственной политики в области образования и отвечающей потребностям всех участников образовательного процесса.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- обеспечить широкое участие социума в реализации приоритетных образовательных программ и проектов посредством создания управляющего совета школы;

- активно вовлекать педагогов и родителей в процесс разработки, принятия, реализации и анализа управленческих решений.

- развивать у обучающихся компетентности, связанные со способностью самостоятельного решения проблем;

- сформировать экономические механизмы для инвестиционной привлекательности школы.

Для реализации программы развития наша школа разработала четыре подпрограммы, дополняющие друг друга:«Демократизация управления школой», «Общественно-ориентированное образование», «Гражданин рождается в школе», «Школа – центр местного сообщества». В рамках каждой подпрограммы определяются цели, вырабатываются технологии и в итоге складывается целостная система работы школы. В реализацию подпрограмм включаются заинтересованные организации и граждане, но за школой остается лидирующая роль ресурсно-организационного центра местного сообщества.

Цель подпрограммы «Демократизация управления школой» - развитие общественно-ориентированного управления школой в контексте современной образовательной политики.Планируемый результат - повышение эффективности управляющего совета школы, коллегиального органа, призванного решать в первую очередь задачи стратегического управления школой, ставшего площадкой для согласования интересов всех участников образовательного процесса.

Управляющий совет школы у нас еще достаточно молодой орган, он был создан в сентябре 2012 года и состоит из 11 человек. В него входят представители Управления образования, педагогического коллектива, родителей, обучающихся, а также кооптированные члены (председатель колхоза им. 50-летия СССР, участковый инспектор). Мы считаем, что данная структура оптимальна для решения задач, стоящих перед нашей сельской школой, в которой обучается на сегодня 187 учеников.

За прошедшие полтора года на заседаниях управляющего совета школы был рассмотрен широкий спектр вопросов, касающийся ключевых проблем, стоящих перед образовательным учреждением: финансовое обеспечение школы, правонарушения подростков и др. Члены управляющего совета приняли активное участие в рейдах в неблагополучные семьи. С целью контроля соблюдения «комендантского часа» для несовершеннолетних было организовано дежурство родителей в вечернее время. Результатом этой деятельности стало уменьшение количества детей, состоящих на учете в ОИДН, на 50%. Управляющий совет принял активное участие в решении вопроса о введении школьной формы: на общешкольном родительском собрании члены управляющего совета выступили с предложением о введении школьной формы, в результате было принято решение ввести школьную форму с 2013-2014 учебного года. При участии управляющего совета организованы встречи с представителями фирм, производящих школьную форму. В летний период осуществлялись поездки обучающихся и их родителей в ателье по пошиву формы. На 1 сентября 2013 г. все обучающиеся школы имеют единую форму. Одним из ключевых вопросов деятельности управляющего совета в текущем учебном году является организация профориентационной работы в выпускных классах.

Цель подпрограммы «Общественно-ориентированное образование» – обеспечение условий для качественного образования через обновление структуры и содержания образования.Это направление деятельности включает в себя реализацию новых образовательных стандартов, предпрофильную и профильную подготовку обучающихся, организацию дополнительного образования детей.Планируемый результат – создание системы качественных образовательных услуг, позволяющих более полно учитывать интересы, склонности и способности каждого ученика.

Цель подпрограммы «Гражданин рождается в школе» – создание условий для формирования демократической гражданственности у подрастающего поколения.Планируемый результат – создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. Причиной появления данной подпрограммы стало отсутствие реально действующей детской организации в школе, разрозненность детей. Школа долгое время находилась в поиске оптимальных механизмов включения обучающихся в систему органов самоуправления. На методическом объединении классных руководителей было принято решение о создании школьного самоуправления на основе совета лидеров. Программой деятельности ученического самоуправления этого учебного года стал проект «Девять добрых дел», который включает все направления воспитательной работы (патриотическое, духовно-нравственное и т.д.). Каждый месяц учебного года посвящен определенной теме (октябрь – «Доброе сердце», февраль – «Мое Отечество», май – «Время подводить итоги»). По результатам каждого месяца советом лидеров подводятся итоги, выбирается «Лучший класс месяца». На общешкольном празднике «Я ученик Юровской школы» будет назван «Лучший класс года». Мы рады тому, что дети активно включились в новый проект, система органов ученического самоуправления начала функционировать.

Цель подпрограммы «Школа – центр местного сообщества» – развитие социального партнерства между школой и окружающим ее сообществом, консолидация ресурсов для совместного решения проблем. Планируемый результат - разработать и внедрить механизмы совместной деятельности школы с социальными партнерами.

БОУ «Юровская средняя общеобразовательная школа» не жила бы в таком режиме развития, не имея добрых надежных друзей – наших социальных партнеров. Их у школы много, но основным был, есть и будет базовое предприятие – племзавод-колхоз им. 50-летия СССР (руководитель – выпускник школы В.В. Жильцов). Залогом успеха в этой деятельности является сложившийся механизм работы с социальными партнерами. Управляющий совет школы при взаимодействии с социальными партнерами решает не только вопросы материально-технического обеспечения. Особенность сельской территории в том, что это место, где люди близко знают друг друга, знают проблемы отдельных семей. Руководители наших базовых предприятий – это выпускники нашей школы. Они не остаются равнодушными к проблемам своей школы. В составе управляющего совета действует комиссия по профилактике. Когда возможностей данной комиссии по работе с проблемными семьями не хватает, мы обращаемся к руководителям предприятий. Те, в свою очередь, приглашают для беседы нерадивых родителей, а порой и наказывают их материально за недобросовестное выполнение своих родительских обязанностей.

На данный момент мы можем констатировать, что в Юровской школе сложилась система государственно-общественного управления, включающая в себя как органы государственного управления, так и органы общественного управления под руководством управляющего совета школы. В результате реализации программы развития к 2016 г. школа предполагает создать эффективно работающий управляющий совет школы как орган, способный видеть проблемы, стоящие перед образовательным учреждением, умеющий своевременно определить пути выхода из сложившейся ситуации; расширить долю участия заинтересованных лиц в управлении школой; создать эффективно работающую модель ученического самоуправления «Совет лидеров» для формирования демократической гражданственности у подрастающего поколения.