Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из наиболее актуальных. Необходимо следить, чтобы ребенок, входящий во взрослую самостоятельную жизнь, был уверенным, успешным, а главное – приспособленным к современной социальной среде.

Детство является наиболее важным этапом в процессе социализации. Его можно определить как фундаментальный период становления личности человека. Именно на этом этапе нужно научиться адаптироваться к постоянно меняющейся среде. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Специфические особенности социализации детей, имеющих задержки в психическом развитии (ЗПР), позволяют включить данную категорию детей в группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у таких детей, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Задержка психического развития – это нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Дети с ЗПР значительно отстают по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего они не могут долго удерживать внимание на одном занятии. Отличает таких детей недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Отставание детей в речевом развитии выражается в ограничении словарного запаса, недостаточной сформированности грамматического строя речи, низкой речевой активности и наличии недостатков произношения. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С. Выготский) из социального и культурного пространства, что нарушает связь с социумом.

Безусловно, исключительную роль в процессе социализации играет семья. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации воспитательного воздействия.

Объединение усилий семьи и различных социальных институтов, в первую очередь школы, прокладывает путь к открытому диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

Многие семьи сейчас испытывают не только материальные трудности, они ограничены в возможности повышения культурного, эмоционального и духовного уровня. Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам. На основании этого можно сделать вывод, что семью просто необходимо вовлекать в педагогический процесс, а оказанное на родителей педагогическое влияние будет способствовать успешной социализации ребенка.

Традиционными формами работы с родителями для педагогов всегда были родительское собрание, анкетирование, консультирование, выход в семью и др. Но не всегда эти формы являются успешными. Педагогу необходимо координировать усилия школы и семьи для успешного воспитания детей. Ведь советоваться с родителями, принимать их пожелания, учитывать интересы семьи – это немаловажно. Педагог не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме, ему необходимо искать новые формы сотрудничества с родителями и детьми, которые бы способствовали обучению их самостоятельно решать жизненные задачи.

Поэтому уже три года, как в 3д классе начальной школы № 10 г. Вологды работает «Клуб выходного дня», который создан на добровольных началах педагога Ирины Сергеевны Резухиной, детей и родителей класса.

Клуб выходного дня работает через внеурочную деятельность. Задача клуба в первую очередь состоит в том, чтобы ребенок развивался всесторонне. Многие родители недооценивают свою роль в организации досуга ребенка в связи с появлением в компьютеров, большого количества развивающих игр, новых школьных предметов. Но они глубоко заблуждаются, это совсем не так. Именно родители несут ответственность за интересный, а главное, правильный досуг ребенка на протяжении его детства и юности. Оценку семьи по воспитанию и формированию личности можно дать на основании анализа свободного времени ребенка. Именно свободное время рассматривается как сфера формирования личности, ее интересов, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, самопознания, самоутверждения. Задачами клуба также являются: повышение компетентности родителей в вопросах воспитании детей, мотивация родителей на совместную деятельность с детьми, повышение культурного уровня у учащихся и их родителей, развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному развитию и самоопределению обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни.

Клуб выходного дня – это отличная возможность отдохнуть от суеты города, от учебы и на несколько часов окунуться в атмосферу игры и праздника, новых впечатлений и эмоций. Посещение театрализованных представлений, музыкальных программ в филармонии, организация экскурсий в музеи и детские библиотеки, активное участие в спортивных мероприятиях, выезды на природу – все это входит в программу работы Клуба выходного дня.

При совместно проведенном времени родители узнают интересы и увлечения своего ребенка, а дети увидят во взрослых своих друзей, которые тоже могут отдыхать и развлекаться.

Задача проведения спортивных мероприятий связана с восстановлением физических и психических сил ребенка. Это и прогулки на свежем воздухе, спорт, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная активность способствуют укреплению здоровья детей, развитию выносливости, ловкости. Желание заниматься двигательной деятельностью является для ребенка ведущей потребностью, движение формирует важнейшие качества личности, такие как сила, быстрота, ловкость.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Посещение театра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи. Увиденное и пережитое в театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. У ребенка незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Ребенок учится ясно, четко, понятно изъясняться, у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, совершенствуется умственное развитие.

Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности.

Посещение выставок, музеев, путешествия, совместные поездки повышают эрудицию ребенка, приобщают его к духовным ценностям. Дети знакомятся с историей родного края, узнают, что представляла Вологда несколько веков назад, изучают природу Вологодской области, ее богатую флору и фауну. Данная группа досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения, а также развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности. В ходе таких мероприятий дети приучаются к дисциплине, приобретают ценные практические навыки; развиваются любознательность, внимательность, наблюдательность; воспитываются интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.

Участие детей и родителей в мероприятиях Клуба выходного дня реализует потребность в общении детей и взрослых. Наряду с общением с другими детьми развиваются коммуникативные умения, у ребенка формируется способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Привлечение детей к планированию мероприятий Клуба выходного дня является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Одним из главных положительных моментов является то, что в Клубе выходного дня дети имеют возможность общаться с педагогом, родителями и одноклассниками в неформальной обстановке. И это немаловажный вклад в процесс социализации. Детский коллектив становится сплоченным, авторитет педагога возрастает, так как дети могут общаться с ним вне урока, делиться впечатлениями, беседовать на отвлеченные от уроков темы. Участие родителей также немаловажно для ребенка. Ребенок чувствует, что он небезразличен родителям, им интересна его жизнь, его увлечения. Справляться с трудностями социализации проще, когда налажен эмоциональный контакт с родителями. Ну и, конечно, приятное времяпрепровождение дает массу положительных эмоций. Заряд позитива, полученный в выходные дни, дает новые силы для обучения.

Таким образом, можно сказать, что процесс социализации представляет собой сложное явление, успешность которого будет зависеть от поиска и реализации инновационных методов и форм работы педагога с семьей и ребенком. Положительный опыт работы Клуба выходного дня подтверждает это.

Успешность Клуба выходного дня отражается в положительных отзывах родителей учеников. Вот лишь некоторые из них: «Весело и дружно проходят мероприятия в Клубе выходного дня в 1д классе. Стало доброй традицией, когда ученики вместе с родителями и нашим идейным вдохновителем – учительницей Ириной Сергеевной – посещают тематические утренники в областной детской библиотеке. Наших детей познакомили с библиотекой и разнообразием книжного мира на занятии «Книжкин дом». Многие ребята с радостью записались в библиотеку и теперь могут читать множество интересных и познавательных книг»;

«В замечательном и познавательном краеведческом музее 28 января 2012 года провели время мы, родители, и наши дети – ученики 1д класса. Впечатление произвели животные и птицы, интересный рассказ экскурсовода. Дети в восторге от посещения музея. Посмотрели животных, послушали голос медведя, узнали много поучительного. Мы получили большое удовольствие от красивых и грамотно подобранных экспозиций. Спасибо музею и нашему классному руководителю Резухиной Ирине Сергеевне за организацию культурного выходного дня родителей и детей»;

«Вологодский драматический театр – замечательное место, куда с удовольствием можно сходить со своим ребенком. Ходим сюда нечасто, но всегда эти походы надолго остаются в памяти, и получаем от них массу положительных эмоций. В воскресенье, 26 января, в рамках Клуба выходного дня мы классом 3д и классным руководителем Резухиной Ириной Сергеевной посетили спектакль «Карлик Нос». Красивые костюмы и красочные декорации никого не оставили равнодушными. Очень понравилось оформление сцены. Искренняя игра актеров нашла отклик у зрителей в теплом приеме и бурных аплодисментах. Вся постановка произвела на нас хорошее впечатление, потому что сюжет сказки учит доброте и справедливости».

Безусловно, добрые отзывы родителей, радостные улыбки детей, положительные изменения в поведении учеников вдохновляют меня на дальнейшую работу Клуба выходного дня.