Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

 

Аннотация: В статье представлен обзор курсов повышения квалификации для преподавателей вузов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, организованных Московской педагогической академией дошкольного воспитания на территории Германии. Авторы – участники делегации 

 

Курсы повышения квалификации для преподавателей вузов и руководителей дошкольных образовательных учреждений были организованы Московской педагогической академией дошкольного образования и предусматривали два этапа.

Первый этап курсов повышения квалификации по теме «Воспитание и обучение детей от рождения до школы» имел практическую направленность. Он проходил на территории Германии в г. Мангейме (5 дней) и Франции, в Париже (3 дня), с 17 по 24 сентября 2013 г.

Российская делегация включала 20 чел. во главе с доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Т.С. Комаровой. В состав делегации вошли 7 представителей московской педагогической науки, 6 заведующих ДОУ г. Москвы и Московской области, 2 сотрудника Нижегородского института развития образования.

 Вологодская группа состояла из четырех человек: заведующего лабораторией дошкольного образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Е.И. Касаткиной, заведующих дошкольными образовательными учреждениями г. Вологды: Л.Ф. Медведниковой (МДОУ № 90), Т.И. Буракиной (МДОУ № 3), С.В. Мальцевой (МДОУ № 12).

В соответствии с программой курсов 19 сентября 2013 г. состоялась Международная научно-практическая конференция.

В рамках конференциипрошла встреча по вопросам развития дошкольного образования с окружным комитетом г. Мангейма, на которой с докладом «Образование как задача коммунального хозяйства» выступил личный референт бургомистра г. Мангейма г-н Хильдебрант.

В своем докладе он представил стратегию муниципалитета, которая включает семь основных целей:

1) усиление урбанизации и поддержание населения;

2) открытие новых талантов людей с особыми качествами дара;

3) создание новых рабочих мест;

4) толерантность и успешное сосуществование жителей в рамках города;

5) успешное образование для детей;

6) развитие креативности среди молодежи;

7) укрепление активности жителей в развитии города.

В стратегическом планировании был сделан акцент на том, что текст должен не только красиво звучать, но и быть реально выполнимым.

Из выступлений специалистов отдела по делам детей г. Мангейма можно выделить особенности и основные направления развития системы дошкольного образования в Германии.

В Германии имеются государственные и церковные сады. Муниципалитет содержит государственные сады; церковные сады получают часть финансирования от муниципалитета, 20% – от церкви. Родители платят за содержание ребенка в саду от 15 до 20 %. Для малоимущих семей есть льготы – бесплатное посещение на основе предоставления родителями подтверждающих документов.

Так, в Мангейме 50 государственных дошкольных учреждений, 120 детских садов находятся в ведении церкви (католической и православной). В основном детские сады посещают дети от 3 до 6 лет, но бывают случаи, когда детей берут и с восьми месяцев (асоциальные семьи или родители-студенты).

90% родителей желают воспитывать детей в детских садах. Родители, чьи дети не посещают детский сад, получают ежемесячно по 150 евро,пока ребенок не получит место в детском саду.

Режим работы детского сада достаточно гибкий в зависимости от потребностей родителей: с 7.30 до 17.00. Но также есть сады, работающие до обеда (до 12.30), или с обеда (с 14.00 до 17.00). Группа насчитывает до 20 детей, но одновременно посещают сад не более 12–15 чел., в яслях – 10 детей. Все эти дети находятся в одной группе, но в разное время.

Современная Германия – многонациональная страна, в которой много эмигрантов (в Мангейме 50% детей – дети из других стран), отсюда проблема владения родным и немецким языком. Основным критерием готовности ребенка к обучению в школе является умение хорошо говорить на немецком языке. Поэтому основная задача дошкольного образования – языковое развитие и интеграция,аобщение с детьми, индивидуальный подход к ребенку – главная обязанность воспитателя.

Содержание дошкольного образования в Германии включает 4 основных составляющих: 1) цель; 2); задачи; 3) содержание; 4) мониторинг – и представлено различными проектами по языковому развитию, которые финансируются из бюджета города.

В Германии развивается сеть частных детских садов и вальдорфских. Частные детские сады создаются по инициативе родителей.

Вальдорфское образование – альтернативная педагогическая система, основанная на чувственном познании и образном мышлении. Сейчас около 1400 вальдорфских детских садов функционируют в 60 странах мира и составляют одну из крупнейших в мире образовательных систем. Вальдорфские детские сады и школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но ему представлены все возможности для его развития в соответствии индивидуальными способностями, возможностями, интересами и потребностями и самое главное – в собственном темпе.

Оснащение садов обеспечивает муниципалитет, родители по желанию оказывают помощь. В управлении детским садом активно участвуют родители, являющиеся членами родительского совета.

Образовательной программы в детском саду нет, есть ориентировочный план, по которому работают педагоги. В каждом детском саду реализуются различные проекты. Организованные занятия по типу классно-урочной системы отсутствуют, вся образовательная деятельность с детьми строится с учетом интереса ребенка, его индивидуальных особенностей, возможностей, способностей на основе языкового развития (чтение книги, лепка, рисование и др.).

Особенностью детского сада является индивидуальный педагогический подход к ребенку. В детских садах Мангейма нет разделения на группы по возрастным категориям.

Помещение детского сада разделено на функциональные комнаты с различными педагогическим направлениями: по развитию творческих способностей; по развитию социальной, эмоциональной и культурной компетентности, моторики и др. Детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать вид деятельности, который вызывает у них интерес.

 Перед школой проводятся специальные исследования, определяющие уровень развития ребенка. При недостаточном уровне развития родителям даются рекомендации по посещению необходимых курсов и терапии. Если ребенку требуется помощь (психолога, логопеда, ортопеда и т.д.) или дополнительные занятия спортом, художественно-эстетической направленности, родители обращаются в медицинские учреждения и центры творчества (все эти услуги на платной основе). Специалисты, необходимые для развития детей, привлекаются извне (других организаций и учебных заведений). У специалистов еще одна функция – это консультирование работников образовательного учреждения.

Т.С. Комарова продолжила обсуждение проблемы воспитания и обучения ребенка от рождения до школы и представила в сравнении две системы образования – советскую и российскую, особое внимание она обратила на основные направления и приоритеты развития современного дошкольного образования. Форма представления доклада (лекция, диалог) позволила участникам той и другой стороны задать вопросы, получить ответ и высказать свою точку зрения.

В течение двух дней продолжался профессиональный диалог между учеными и руководителями образовательных учреждений Германии, России по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования.

Наши соотечественники (М. Зацепина, Е. Касаткина, И. Комарова, Г. Григорьева, Н. Губанова, В. Попова) провели мастер-классы.

При организации предметно-игровой среды, особенно в вальдорфских детских садах, предпочтение отдается натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития творчества, фантазии детей), поэтому мастер-класс Е.И. Касаткиной по проблеме «Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала) вызвал интерес как у воспитателей, так и родителей детских садов г. Мангейма. Необходимо отметить, что интерес к системе дошкольного и школьного образования (Германии и России) у родителей велик, и если они не удовлетворены результатами, пользуются услугами учреждений дополнительного образования.

Заслуживает внимания тот факт, что в развитии дошкольного образования большую роль играют различные партии Германии.

Дискуссия с политиками, руководителями трех партий (крестьянской, социально-демократической и партии зеленых), которые обозначили свои позиции по проблемам дошкольного образования, выявила их основную цель – способствовать тому, чтобы дети разных социальных слоев имели равные возможности в получении образования. Они отстаивают справедливость в получении образования и его доступность. По инициативе партии зеленых в Мангейме родителям с низким достатком выдаются семейные паспорта, по которым они могут сходить с детьми на различные мероприятия со скидкой (музеи, библиотеки, концерты, детские праздники и т.д.).

Социально-демократическая партия выступает против того, чтобы уровень образования зависел от кошелька родителей, пропагандирует идею дородового образования (в период беременности матери), выбора дошкольного учреждения родителями.

В программе партии зеленых основной задачей является повышение заработной платы воспитателей, по их мнению, она должна превышать зарплату профессоров вузов.

Активную деятельность партий в решении проблем дошкольного образования Германии вызывает решение единой задачи – объединить всех участников образовательного процесса.

Следует отметить, что система дошкольного образования Германии отлична по формам и методам от российского, ярко просматривается индивидуальный подход к ребенку, большая работа проводится по освоению языка – родного, немецкого, и еще какого-либо языка, но основная цельсравнима с нашей – это гуманистическое воспитание ребенка, его успешная социализация в обществе.

Во Франции в настоящее время дошкольное воспитание осуществляется в материнских школах (детских садах), а также в классах (или секциях) для малышей при начальных школах. Оно предназначается для детей 2–6 лет и не является обязательным. Государственные материнские школы находятся в ведении Министерства национального образования. Материнские школы работают 5 дней в неделю. Часы их работы совпадают с расписанием начальной школы.

Как и все учебные заведения страны, они закрыты в воскресенье (день отдыха всего населения) и в среду, когда верующие дети посещают церковь, а для детей из неверующих семей организуются экскурсии, прогулки.

По средам родителям приходится прибегать к услугам няни, оставлять ребенка одного дома – уголовно наказуемо. Пять раз в год устраиваются каникулы.

Особое внимание уделяется подготовке детей к систематическому обучению.

По охвату детей дошкольным воспитанием Франция занимает одно из первых мест в Европе.

Основные расходы по их содержанию: оплата обслуживающего персонала, приобретение мебели, дидактического материала – лежит на общине. Педагогический персонал оплачивается государством.

Дошкольное образование занимает второе место после обороны по финансированию.

Работа в детском саду является почетной, но к воспитателям предъявляются высокие требования. Прием на работу в детский сад напоминает собеседование в крупную нефтегазовую компанию.

Кроме государственных детских садов, как и в Германии, во Франции имеют место и частные, значительная часть которых принадлежит церкви.

В детских садах Франции работает много воспитателей-мужчин.

Функции заведующих упрощены, за организацию питания, медицинское обслуживание, содержание зданий и многое другое отвечают муниципалитеты.

Очередей в детские сады нет, муниципалитет изучает статистику рождаемости и строит новые детские сады или достраивает те, которые уже функционирует (пристройки, надстройки).

В программе детских садов четко обозначены основные виды воспитательно-образовательной работы, значимые в жизни ребенка: игры, ритмические движения, сопровождаемые пением; занятия по ручному труду, нравственное воспитание, привитие бытовых навыков; развитие речи; первые элементы счета, рисования, чтения и письма.

Отдельных площадок для каждой возрастной группы нет, все дети гуляют вместе, играют, общаются, проявляют заботу о младших.

Государственные детские сады во Франции в основном бесплатные. Родители платят только за питание, и то в зависимости от дохода семьи.

Международные научно-практические конференции, семинары в отрасли дошкольного образования значимы для представителей всех стран, так как это путь налаживания партнерских отношений на международном уровне, это возможность изучить лучший опыт дошкольного образования зарубежных стран, представить свой.

Мы благодарны исполнительному директору Московской педагогической академии дошкольного образования И.А. Морозовой, доктору педагогических наук, профессору, заведующей кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова; Т.С. Комаровой и К. Швед – за предоставленную нам возможность не только принять участие в научно-практической конференции, в обсуждении наболевших проблем дошкольного образования во всем мире, но и за культурную программу, состоящую из экскурсий по интереснейшим местам Мангейма и Парижа.