Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Анализ итоговых сочинений
  • Просмотров: 655

Аннотация:

В статье представлен конкретный анализ написания декабрьского сочинения на примере МОУ «Гимназия 2» г. Вологды. Авторы рассматривают сочинение как форму проверки общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

 Ключевые слова:

Итоговая аттестация; сочинение; речевая культура.

Экзаменационные испытания требуют от учащихся, переживающих период ранней юности, проявления не только их интеллектуально-эмоционального потенциала, но и личной общественной позиции. Особенно это важно для такой дисциплины, как литература, так как в основе данного предмета лежит ценностный смысл и личностный характер того знания, которое предполагается учащимися.

Сочинение позволяет оценить уровень понимания учащимися литературных произведений и уровень их языковой подготовки. Итоговое сочинение ставит своей целью проверку умения воспринимать, истолковывать и оценивать проблематику и художественные достоинства изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений, применяя для этого полученные в процессе изучения предмета сведения по теории и истории литературы. Умение давать аргументированную оценку информации образовательные стандарты относят к уровню обязательных метапредметных компетентностных характеристик выпускников школы, свидетельствующих об их интеллектуальной и речевой культуре.

Итоговому сочинению предшествовала целенаправленная подготовка, которая включала написание творческих работ по литературе в 10–11-х классах в формате итогового сочинения, анализ творческих работ с опорой на критерии оценивания, редактирование своих работ, развернутые письменные ответы-рассуждения по прочитанным произведениям, анализ художественного текста с разных сторон (определение коммуникативной задачи, вычленение главной информации, темы и микротемы текста). На уроках развития речи учащимся предлагались задания на составление логических переходов между частями рассуждения, на истолкование лексического значения слов, обозначающих разные качества человека, задания на исправление грамматических и речевых ошибок.

Большинство выпускников (68%) выбрали тему «Когда возникает конфликт между чувством и разумом?». Кроме того, школьники охотно рассуждали на тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?» (17%). Остальные 15% одиннадцатиклассников выбрали тему «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?». Самой трудной оказалась тема в виде цитаты.

Все сочинения выпускников представляют собой связное высказывание в форме рассуждения. Ученики смогли аргументированно изложить свою точку зрения, использовав для этого тексты литературных произведений.

Анализ работ показал: то, что большая часть учеников выбрали тему конфликта разума и чувств, не случайно: эта тема была наиболее тщательно проработана при подготовке к итоговому сочинению. Кроме того, в пробном сочинении многие старшеклассники рассматривали именно эту тему. Чаще всего ученики обращались к романам Л. Толстого «Война и мир», И. Тургенева «Отцы и дети», Ф. Достоевского «Преступление и наказание», повестям А. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет».

Тема чести и бесчестия раскрывалась на примере романов Л. Толстого «Война и мир» и А. Пушкина «Капитанская дочка».

Рассуждения о дружбе сопровождались примерами из романов Л. Толстого «Война и мир», И. Гончарова «Обломов».

Кроме того, выпускники привлекали и произведения зарубежной литературы.

Останавливаясь на первом критерии, необходимо отметить, что ученики смогли написать работы согласно заявленным темам, продемонстрировав знание текстов художественных произведений.

Выпускники показали умение размышлять, обосновывать свои выводы, опираясь на литературные произведения (второй критерий). В большинстве работ прослеживается опора на 1–2 произведения. При написании сочинения учащиеся чаще всего обращались к краткому пересказу фрагмента с его комментарием, анализу портрета и личности героя, сравнительной характеристике героев, реже – к описанию пейзажа и интерьера. Во многих сочинениях представлена собственная точка зрения на произведение литературы и творчество автора в целом. Можно говорить о сформированном умении исследовать предмет или явление, рассматривать причинно-следственные связи событий или передавать собственные размышления, обосновывая ту или иную мысль. Комиссия отметила наличие оригинальных по замыслу и исполнению работ. Однако в некоторых сочинениях самостоятельные суждения заменяет компиляция. Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке тем. Положительным фактом является отсутствие работ, в которых анализ подменен пересказом художественного или критического материала. При этом отсутствуют сочинения в жанре свободных заметок, то есть работы, которые предполагают исключительную самостоятельность мышления, зрелую мыслительно-речевую деятельность. В некоторых сочинениях встречаются разноплановые ассоциативные связи, которые нельзя отнести к разряду находок пишущего.

Анализируя композицию и логику рассуждения работ (третий критерий), необходимо отметить, что в сочинениях сохранен баланс между формой и содержанием. Выпускники смогли последовательно, глубоко и обстоятельно раскрыть тему, продемонстрировали умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать логический вывод из частных фактов.

Самыми распространенными видами вступлений стало разъяснение основных понятий темы и комментированная цитата-изречение великих людей.

Приведем пример вступления:

«На протяжении достаточно долгого времени в научной сфере, как, впрочем, и в жизни, ведутся споры о сущности и взаимодействии чувства и разума, формирующих внутренний мир человека. Общего мнения нет. Одни считают, что в жизни должны преобладать исключительно чувства. Другие, будучи рационалистами, убеждены, что лишь разум помогает людям полноценно жить в этом мире. Третьи же объединяют предыдущие точки зрения, что, по моему мнению, является наиболее верным, ведь только сочетание двух составляющих духовного мира человека ведет к проживанию действительно счастливой жизни. Тем не менее нельзя отрицать, что люди – существа достаточно сложные. Именно это ставит под сомнение факт гармонического взаимодействия разума и чувства. В литературе эту проблему обозначают как внутренний конфликт личности. В этом можно убедиться, обратившись к роману...»

Что касается основной части сочинения, то здесь необходимо отметить умение учеников сравнивать и сопоставлять произведения, включать в свои рассуждения элементы внутренней полемики, рассуждать с опорой на литературный материал; нравственную, этическую и интеллектуальную зрелость большинства пишущих, эмоционально-личностное отношение к изображаемому.

Об этом может свидетельствовать фрагмент ученической работы:

«От своих заблуждений Раскольников долго не может избавиться. Даже признание вызвано не чувством вины, а желанием уйти от разочарования в себе. Каторга могла бы заглушить душевную боль… Видится, что самым ярким эпизодом, показывающим готовность Родиона Раскольникова к признанию ошибок, является эпилог. Но чтобы понять закономерность поступков героя, необходимо сказать о его “ангеле-хранителе” – Соне Мармеладовой. Она, в отличие от Раскольникова, не просто признает ошибки, а покаянием, состраданием, жертвенностью пытается искупить их. Вернемся к эпилогу: мы видим исхудавшую от болезни Соню и обновленного, просветленного героя у ее ног. Одинокий и гордый Раскольников наконец-то понял ошибочность своих суждений. Соня стала для него нравственным ориентиром. В ее образе Достоевский отразил “Божьего человека”. Он уверен, что именно такие люди способны пробудить в нас светлые чувства и веру в себя, они помогают понять ошибки и будят желание исправить их. Роман Достоевского дает надежду нам, читателям, поверить в то, что признание собственных ошибок делает нас мудрее, открывает новые жизненные горизонты, приближает к пониманию счастья».

Несмотря на зрелые, глубокие рассуждения, отмечается недостаточное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведений. Встречаются в работах выпускников шаблонные высказывания, идео­логические и смысловые клише.

В большинстве работ прослеживается стилевое единство. Объем сочинений оказался не просто выдержанным, а далеко выходящим за обозначенные рамки.

В заключениях ученических работ в основном делается обобщение основных выводов, подводится краткий итог или формулируется новая мысль по поводу сказанного. Преобладают заключения-выводы, когда важная мысль вытекает из всего ранее сказанного, и заключения-следствия, предполагающие литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию.

Вот один из удачных примеров заключения работы:

«Подводя итог, я хочу сказать, что люди не должны выбирать между разумом и чувством. Нельзя идти на поводу эмоций и нельзя слепо подчиняться рассудку. Нужно принимать свои чувства, понимать последствия своих действий и быть готовыми брать на себя ответственность. М.М. Пришвин сказал: «Чем сильнее чувство и ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. Есть чувства, восполняющие и затмевающие ра­зум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». Если человек умело соединяет эмоциональную и рациональную сторону жизни, то он достигнет внутренней гармонии, а это поможет решить множество проблем и конфликтов».

В целом в большинстве работ наблюдается активность использования литературного и цитатного материала.

Анализируя качество письменной речи итоговых сочинений (четвертый критерий), можно отметить четкость и ясность ученических рассуждений в большинстве сочинений, соответствие языка и стиля работ избранным темам, использование различных выразительных средств, богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, соблюдение норм литературного языка, уместное употребление терминов. В большинстве работ речевое оформление текста говорит об умении точно выражать свои мысли, используя разно­образные средства. Самым существенным недостатком является употребление речевых штампов. Сочинения написаны преимущественно в публицистическом стиле.

Имеют место речевые ошибки. Самыми распространенными являются неразличение паронимов (личный-личностный); нарушение лексической сочетаемости слов (плеоназм) («Белогорскую крепость защищали пожилые инвалиды»), употребление рядом однокоренных слов («в повести повествуется»), смешение лексики разных эпох («ментальность героев Пушкина»), неоправданное повторение одного и того же слова (разум, честь, опыт, ошибки).

В работах выпускников по-прежнему встречаются грамматические ошибки (пятый критерий). Самыми распространенными стали ошибки в образовании слова (придти, более опытнее); ошибки в управлении (уверенность в правоту); нарушение связи подлежащего и сказуемого (большинство героев Толстого не понимало); ошибки в построении предложения с однородными членами (повесть учит нас делать правильный выбор и многим другим нравственным урокам); ошибки в построении сложного предложения (этот выбор был окончательным для героя, который определил всю последующую жизнь).

 Классификация грамматических ошибок отражена в табл. 1.

В сочинениях старшеклассников практически отсутствуют фактические ошибки. Все ученики правильно указали авторов и героев художественных произведений, дали верное толкование историко-литературных фактов и литературоведческих терминов. Только в четырех работах содержатся фактические ошибки. Искажение фамилии писателя (Тургеньев), ошибки в цитировании, слишком упрощенное толкование идейно-художественного содержания произведения.

Отмечается незначительное наличие логических ошибок в отдельных работах выпускников. Как правило, это нарушение логической связи между частями сочинения, отсутствие логики в пределах одного абзаца (Низкий человек, подлый клеветник Швабрин вызывает самые негативные чувства у читателей. В своем романе Пушкин показал эпоху, которая проверяла людей на нравственную прочность).

Критерий шестой. Зачет за грамотность получили все выпускники. Отсутствуют работы, в которых грамматические, орфографические и пунк­туационные ошибки затрудняли бы чтение и понимание текста.

Типичные орфографические и пунк­туационные ошибки представлены в табл. 2.

В целом школьная комиссия отметила достаточно высокий уровень работ выпускников. Они отличаются доказательностью суждений, умением использовать художественное произведение для аргументации собственных утверждений, пониманием позиции самого автора, композиционной продуманностью, стилистической грамотностью.

Достаточно высокий уровень итоговых сочинений свидетельствует о правильности предварительной работы по подготовке к нему педагогами гимназии. Подход основывается на системе работы по развитию речи докторов психологических наук Т.Н. Кудимовой и З.Н. Новлянской. Авторы программы предлагают для освоения три вида письменных работ. Это развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа. От автора-художника, который пытается создать художественный образ, и автора-публициста, размышляющего о жизни, к старшим классам дети приходят к роли автора-критика, умеющего наблюдать за художественным текстом. Текст выступает как пример некой жизненной ситуации, влияющей на нравственное развитие детей.

Результаты свидетельствуют о необходимости увеличения времени на подготовку к итоговому сочинению. Л.Н. Толстой отмечал, что «писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Это высказывание помогает понять, что на протяжении всех школьных лет на уроках русского языка и литературы необходимо писать сочинения разных жанров, в погоне за безупречной грамотностью нельзя забывать об обучении написанию творческих работ. Необходимо формировать новые подходы к изучению текстов художественных произведений и литературной критики, равномерно распределять уроки развития речи и увеличить время на работу учащихся по предупреждению речевых и грамматических ошибок. В основной школе нужно больше внимания уделять аргументированному пересказу, обеспечивающему грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором фактов. На уроках русского языка и литературы следует систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся: грамотно интерпретировать текст, выделяя разные виды информации, осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте. Большую помощь здесь могут оказать спецкурсы для старшеклассников и практико-ориентированные семинары и стажировки по подготовке школьников к написанию итогового сочинения для педагогов.