button 11   button 12
smelovang
Смелова Надежда Германовна
НЕ НА САЙТЕ
7 лет назад
5 лет назад
6 лет назад

Личные данные

Муниципальное базовое образовательное учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа» Бабаевского района Вологодской области
Учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства
Нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации"
-
-
-
987

Характеристика опыта

русский язык, литература и изобразительное искусство
Углубление восприятия текста старшеклассниками через его лингвистический анализ
Углубление восприятия текста старшеклассниками средствами лингвистического анализа

Применение лингвистического анализа текста, то есть выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. В обучении идти не от темы и идеи, как было ранее, а от языка текста к идее, к пониманию авторской позиции и своего отношения к ней.

В обучении лингвистическому анализу на уроках русского языка и применении его на уроках литературы и во внеурочной творческой деятельности с целью более глубокого восприятия художественного текста.

Для обучения текстовой материал подбирается с учетом:

1) уровня владения обучающимися лингвистическим теоретико-понятийным аппаратом;

2) регионального компонента (обучение лингвистическому анализу проводится на текстах, вызывающих эмоциональную реакцию;

3) «высокой художественной ценности, гуманистической направленности, позитивного влияния на личность ученика;

4) КИМов ЕГЭ.

Результативность

Использование лингвистического анализа позволяет углубить восприятие текста: понимание идейного замысла и обнаружение позиции автора в отношении обозначенных им проблем. В процессе работы развиваются коммуникативные и творческие способности, способность к деятельности в ситуациях с непредзаданными результатами, формируется собственная мировоззренческая позиция, возрастает мотивация к участию в исследовательской и проектной деятельности.

Оптимальность

На начальном этапе могут быть сложности в отборе текстов. По мере накопления обучающего материала и отработки алгоритма работы процесс становится более эффективным и увлекательным. Обучающиеся уже при первичном чтении замечают языковые особенности текста, видят деталь. Использование «литературы», произведений изобразительного и музыкального искусства на уроках русского языка (и наоборот) быстрее вызывает эмоциональную реакцию, мотивирующую на деятельностный процесс. Поэтому снижаются затраты и освобождаются ресурсы для другой деятельности. Например, выполнения творческих исследовательских работ, знакомства с новыми произведениями, отработки навыков работы с тестовыми заданиями В и С по русскому языку.

Открытые уроки:

открытый урок - практикум по языковому анализу поэтического текста в 11классе (Протокол заседания РМО учителей русского языка и литературы от 15.05.07 г.),

открытый урок в 10 кл. по анализу языка рассказа В.Белова «Гудят провода» (Протокол РМО учителей русского языка и литературы от 18.01.08 г.),

Выступление на тему: «Работа с текстом на уроках русского языка» (Протокол РМО учителей русского языка и литературы от 26.02.08 г.), мастер-класс по анализу текста (Протокол заседания РМО учителей русского языка и литературы от 27.03.07 г.),выступление на региональной научно- методической конференции "Край мой северный: традиции региональной словесной культуры в науке и образовании" (Сертификат от 15.02.13г., г. Вологда)

Лекции и практикумы для учителей русского языка и литературы (Справка ВИРО №275 от10.03.10 г.),

Профессиональные конкурсы

Муниципальный уровень – школьные и районные методические объединения

Региональный уровень  –модульные курсы для учителей русского языка и литературы в ВИРО, конкурс на лучший конспект урока «В мире художественного слова произведений В.Белова (2007 г.), конкурс «Учитель года 2001»; Конкурс лучших учителей и преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области, реализующих национальные образовательные программы (2011 год)

Федеральный уровень – Конкурс на денежное вознаграждение лучших учителей 2010 г., II-ой Всероссийский дистанционный конкурс «Современный урок–2011», проводимый Центром дистанционного обучения «Эйдос» А.В.Хуторского.

Персональный сайт: http://smelo-nadezda2011.jimdo.com  

На сайте:   http://metodsovet.su/load/0-0-5244-0-17

-

1. Обучение лингвистическому анализу на уроках русского языка (из опыта работы)

Файлы

Ознакомится с материалами

Авторизация