button 11   button 12
nikoaremi
Никоарэ Марина Ивановна
НЕ НА САЙТЕ
7 лет назад
6 лет назад
6 лет назад

Личные данные

МОУ «СОШ №30» города Вологды
Учитель истории и обществознания, заместитель директора по ВР
Победитель федерального конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями 2013 года, лауреат XXII всероссийского конкурса «Учитель года России» 2011 года, победитель IX областного конкурса "Учитель года" 2011 года
"ПНПО"
-
-
1143

Характеристика опыта

История, обществознание, экономика
Развитие самосознания и мировоззрения старшеклассников как основы самоопределения личности
Проблема:
Разрешение противоречий между образом выпускника и социальным за-казом
Ответы на вопросы:
Как «человеку настоящего» воспитать «человека будущего»?
Как средствами предметов истории и обществознания сформировать лич-ность, способную к самоопределению?
Цель: развитие самосознания и мировоззрения старшеклассников путём создания условий для их самореализации и самовыражения.
Задачи:
• Отбор и структурирование материала курса;
• Подбор методов и приёмов формирования ключевых компетенций;
• Формирование способности смыслообразования как основы развития ассоциативного и творческого мышления;

Сущность опыта заключается в подборе и отработке комплекса интерак-тивных методов формирования самосознания, мировоззрения и мета-предметных умений и навыков обучающихся на уроках истории и обще-ствознания с помощью деятельностного подхода и компетентностной па-радигмы в свете новых образовательных стандартов.

Способ деятельности: включение в учебный процесс комплексное использование методов, активизирующих развитие мышления, самостоятельную творческую деятельность и  формирующих ключевые компетенции обучающихся.

 

Новизна: тесное сочетание образовательных и воспитательных приёмов, создание образовательной среды, способствующей формированию активной жизненной позиции и самостоятельному поиску; 

Новые методы: кроссенс, работа с притчей, образом, понятием, комплексный метод работы с информацией.

Преимущества: позволяет формировать и закреплять общеучебные, метапредметные умения и навыки.

Трудоёмкость: для учителя в обеспечении методическими и дидактическими материалами, постоянное повышение уровня владения современными образовательными технологиями, в том числе компьютерными.

Риски: необходимо равномерно распределять учебную нагрузку на уроке, избегая перенасыщения методами или информацией.

 

Результаты применения комплекса методов: 

- развитие креативного и образного мышления; 

- активизация процесса принятия материала, умение видеть глубину и формулировать впечатления, мысли, вопросы, развитие ключевых компетенций обучающихся;

- усвоенный и принимаемый образ Я во всём богатстве отношений личности к окружающему миру;

- чувство адекватности и стабильности владения собственным Я, не зависящее от изменений Я и ситуации;

- способность личности к решению задач на каждом этапе своего развития.

Данный опыт был презентован на конкурсе «Учитель года России – 2011» и заслужил высокую оценку жюри. Автор приглашена для участия в сетевой авторской школе учителей (САШТУ) под руководством Пахомовой Е.М.

           Уровень интереса к предметам стабильно высок. Согласно итогам анкетирования большинство учащихся испытывает интерес к предметам истории и обществознания и комфортно чувствует себя на уроке (утвердительные ответы в % от числа опрошенных учащихся):

«мне нравится быть на уроке» - 84 %

«мне интересно содержание занятий» - 86% 

«я узнаю много нового» - 94%

«мне трудно усваивать материал» - 6%

«мне комфортно, не чувствую страха» - 90%

В 2012 году 94% учеников выбрали в качестве экзамена ЕГЭ по истории или обществознанию (историю сдавало 13, а обществознание 39 человек). Результаты экзамена можно оценить как хорошие: все учащиеся справились с заданиями, средний балл соответствует областному, а луч-шие баллы - 98 по истории, 83 по обществознанию.

Важным фактором является также развитие навыков самостоя-тельной деятельности учащихся. По данным «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» [Из кн. Л.В.Жарова «Учить самостоятельности»], у 86% выпускников эти навыки сформированы на следующем уровне:

мотивация

активность

организованность

ответственность

самостоятельность

Один или несколько устойчивых мотивов

Активен с заданиями, на которые можно ответить своими словами

Умею организовать себя, рабочее место,  планировать

Работаю без внешнего контроля на доверии (или не позволяет совесть)

Без помощи выполняю задания средней сложности, могу поставить цель.

Данные таблицы позволяют утверждать, что большая часть обучающихся имеет стабильную мотивацию, проявляет активность на уроках, может самостоятельно организовать свою работу, не нуждаясь в тотальном контроле. Дальнейшей задачей учителя является повышение числа детей, справляющихся с более сложными и творческими заданиями.

     Показательно также стабильно мотивированное участие детей в пред-метных и творческих конкурсах, олимпиадах и мероприятиях, что говорит об адекватной оценке и самоопределении при выборе интересующих сфер деятельности и обучения. Сформированы ценностные ориентации.

 

Форма апробации: обобщения и распространения опыта

  • Обобщение опыта «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках экономики и во внеклассной деятельности» к VIII областному конкурсу «Учитель года», 2009 год.
  • Открытый урок по экономике в 11 классе «Международная торговля» совещание заместителей директоров по УМР района «Информационные технологии как средство повышения качества обучения» - 11 марта 2009 г.
  • Круглый стол по проблемам организации школьного самоуправления в рамках городского осеннего слёта школьных активов – ноябрь 2009
  • Проведение городского семинара для учителей истории и экономики «Интеграция истории, обществознания и экономики как способ формирования активной жизненной позиции школьников», открытый урок в 9 классе «Духовная сфера общества: культура» - январь 2010
  • Публикация в сборнике методических разработок «Уроки нравственности» интеллектуальной игры «Вологда – Москва - Великий Устюг» - 2010 год.
  • Участие в круглых столах с педагогами области и представителями ВГПУ по вопросам освещения в истории и современности ВОВ в рамках областного конкурса учителей истории «Сохраним правду о войне», 2010 год. 
  • Участие в круглом столе «Гражданское образование и воспитание в современной школе» в рамках областного Форума педагогических работников «К новой школе Вологодчины», ноябрь 2010 г.
  • Выступление на городской научно-практической конференции работников образовательных учреждений г. Вологды «Наша новая школа» 25-26 августа 2010 года. Тема «Формирование гражданской позиции и духовно-нравственного потенциала обучающихся через предметы обществоведческого цикла».
  • Фестиваль лауреатов областного конкурса «Учитель года», Нюксенский район, МОУ «Нюксенская СОШ», открытый урок «Культура», творческие мастерские с учителями района. 14-16 мая 2010г.
  • Педагогический десант в г. Сокол (ГОУ «Вологодская областная кадетская школа-интернат»), открытые уроки – «Социальная сфера общества: в поисках себя», 8 класс, «Духовная сфера общества: культура», 9 класс. 14.01.2011г.
  • Обобщение опыта «Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроках обществознания» в рамках подготовки к IX областному конкурсу «Учитель года»
  • Педагогический десант в Андомскую среднюю общеобразовательную школу Вытегорского района. Открытый урок, классный час, мастер-класс «Исторические загадки»
  • Распространение опыта в летнем методическом лагере, с. Емец Холмогорского района Архангельской области. Мастер-класс «Жизнеспособная школа», июнь 2011 года
  • Обобщение опыта в рамках подготовки к XXII всероссийскому конкурсу «Учитель года». 9 открытых уроков в школах города (обществознание, тема «Деятельность»), 2 классных часа.
  • Выступление на МО учителей истории и обществознания «Результативность освоения образовательных программ и повышение качества образования по истории и обществознанию – одно из требования стандартов второго поколения». Мастер-класс «Пересечение смыслов». Август 2011
  • Выступление на семинаре «Формирование универсальных учебных действий средствами предметов социально-гуманитарного цикла» для учителей Череповца. Ноябрь 2011.
  • Участие в семинаре учителей истории в МОУ «Женская гуманитарная гимназия» города Череповца по системе гражданско-правового образования
  • Педагогический десант в Грязовецком муниципальном районе, 3 декабря 2011 года. Урок «Деятельность, классный час «Что такое успех».
  • Проведение практикума «Технологии активизации познавательного интереса на уроках истории и обществознания» для учителей истории города Вологды, 2011 год
  • Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие детей и молодёжи», 15-16 февраля 2012 года. Статья «Интеграция основного и дополнительного образования» включена в сборник материалов конференции.
  • Методическая статья «Творим с историей» в Учительской газете (№7 от 14 февраля 2012 года)
  • Выступления на методических семинарах по разработке и реализации программы ДНРиВ в рамках работы ресурсного центра на баз школы (сентябрь 2011-апрель 2012 года)
  • Участие в Летней школе Учителей года: проведение уроков-мастерских для детей и мастер-класса для педагогов в рамках XI Межрегиональной экологической экспедиции школьников России в Удмуртской республике, июль 2012 года.
  • Выступление на региональном семинаре учителей истории и обществознания Северо-Запада РФ «Организация работы с одарёнными детьми в контексте подготовки к введению стандартов нового поколения» в ГБОУ Лицей №126 города Санкт-Петербурга, сентябрь 2012 года
  • Открытый урок обществознания «Правовое государство и гражданское общество» в рамках городского семинара «Педагогические технологии лауреатов педагогических конкурсов», октябрь 2011 года
  • Участие в приоритетном национальном проекте «Здоровье»: проведение мероприятий по профилактике негативных явлений в образовательной среде
  • Выступление на семинаре «Повышение качества обучения через использование перспективных методов, приёмов и педагогических технологий» для учителей математики Шекснинского района, ноябрь 2012
  • Проведение городского семинара для заместителей директоров по воспитательной работе «Реализация программы ДНРиВ личности через направление художественно-эстетического воспитания», ноябрь 2012 года
  • Участие в VIII межрегиональной Зимней школе Учителей года в городе Таганроге, проведение открытых уроков для школьников и учителей России, январь 2013 года

 

http://www.ug.ru/method_article/214 

Школы города Вологды и Вологодской области (в рамках методических семинаров и педагогических десантов), ЦПК города Вологды, ВИРО, АППК и ПРО города Москвы, Летние и Зимние школы Учителей года

 

Использование методов в педагогической практике:

Мейснер Елена Викторовна, зам. директора по УВР, учитель химии МБОУ «Краснослободская городская гимназия», г. Красно-слободск Волгоградской обл.

Емельянова Елена Юрьевна, заместитель директора по МР ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» г. Северск Томской области

Хуснутдинова Лариса Борисовна,  учитель биологии МКОУ «СОШ № 4» г. Сатка, Челябинская область

Фоменко Ирина Анатольевна, директор МБОУ СОШ № 12, г. Новоалександровск Ставропольского края

 

-

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация