button 11   button 12
modenovasn
Моденова Светлана Николаевна
НЕ НА САЙТЕ
7 лет назад
6 лет назад
6 лет назад

Личные данные

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39» города Череповца
учитель начальных классов
Победитель федерального конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями 2013 года
"ПНПО"
-
-
834

Характеристика опыта

начальные классы
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения»
традиционно в школе для оценивания используется отметка. Такая система имеет существенные недостатки – это и недооценка детьми отметочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Отказ от отметки не означает отказ от контроля и оценки. Если традиционно контроль является констатирующим по конечному результату, то в условиях безотметочного обучения он становится мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической.
Обычно знания детей оценивались учителем. Постепенно контрольно-оценочные функции передаются от учителя к ученикам по мере формирования у них действий самоконтроля и самооценки. Самооценка превращает ребенка в субъект учения, способного к саморазвитию и заинтересованного в нем.
Данные изменения и требования ФГОС второго поколения к системе оценки планируемых результатов нацеливают на решение следующей проблемы – создание педагогических условий, обеспечивающих формирование контрольно-оценочной самостоятельности и адекватной самооценки у младших школьников.

Важнейшим показателем развития личности является самооценка  ученика, которая  должна предшествовать оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы), что позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы и на основе осмысления этих результатов ребенок получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащихся, но и достижения во внеурочной деятельности. Формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся является Портфолио, которая помогает поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учеников; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Оценка творческих проявлений ребёнка должна была представлена и учителям, и учащимся класса, и их родителям. Такой подход к оцениванию побуждает школьников к ответственному оценочному действию, снижает тревожность, повышает интерес к учению. 

При безотметочном обучении применяется критериальный подход к оценке учебных достижений обучающихся, что делает контроль более объективным, точным, обеспечивает лучшее понимание смысла задания, отражает реальный уровень знаний обучающихся, помогает организовать работу над ошибками и их причинами, дает возможность формирования учебной самостоятельности. Используются следующие средства формирования контрольно-оценочной деятельности: «Карта знаний», «Тетрадь открытий», «Портфель достижений», место ученика на оценку и на сомнение, стол-помощник, стол заданий. Эффективными методами и приемами развития действий самоконтроля, самооценки и рефлексии являются: прием «волшебные линеечки», метод прогностической оценки, прием «умные вопросы», прием «задания – ловушки».    Контрольно-оценочная деятельность со стороны учителя осуществляется через систему тестово-диагностических  работ (ТДР), результаты которых фиксируются в диагностическом журнале педагога, интегрированных и комплексных работ.

 

Новизна опыта заключается в:

- осмыслении теоретического содержания проблемы;

- в творческом применении данного опыта в практической работе учителя;

- разработке уроков, учебных занятий;

- разработке диагностического аппарата для организации мониторинга качества обучения.

 

С целью выявления уровня сформированности учебных действий самооценки и самоконтроля  используется  следующий диагностический аппарат: методика Т.В.Дембо С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан «Исследование самооценки и уровня притязаний школьников», методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности», методика по выявлению уровня сформированности учебных действий самоконтроля и самооценки на основе самостоятельной работы. Результаты показали положительную динамику в развитии учебных действий самоконтроля и самооценки у обучающихся. Уровень адекватной самооценки в классе имеют 88,5% обучающихся. Дети стали более осмысленно подходить к оцениванию своей деятельности, менее критичны к своим возможностям. Высокий уровень самоконтроля имеют 77% обучающихся.  Обучающиеся стали менее тревожны в ситуациях, связанных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих достижений. Дети не испытывают страха во время проверки знаний, в общении с учителем, с одноклассниками. Высокий уровень тревожности снизился на 19,3%; низкий и средний уровень имеют 92,3% обучающихся

-

Опыт представляется на курсах повышения квалификации учителей начальных классов города Череповца, на семинарах для руководителей методических служб города и области, на семинарах директоров и заместителей директоров образовательных учреждений города Череповца и Вологодской области (Череповецкий район, Харовский район, город Великий Устюг). Формы распространения инновационного опыта: открытые уроки и учебные занятия, выступления на семинарах.

Частично опыт используется учителями начальных классов МБОУ «НОШ № 41», МБОУ «НОШ № 43», МБОУ «СОШ № 27» и другие.

-

Файлы

Ознакомится с материалами

Авторизация