button 11   button 12
lulina
Люлина Елена Николаевна, Смирнова Юлия Николаевна
НЕ НА САЙТЕ
4 лет назад
-
-

Личные данные

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды
учитель начальных классов
Люлина Е.Н.:Лауреат премии П.А. Колесникова г.Вологда, 2015 г., победитель номинации «Начальное образование» профессионального конкурса «Педагог года 2015», победитель регионального конкурса программ дополнительного образования 2016 г.. Смирнова Е.Н.:победитель номинации «Педагогический дебют» профессионального конкурса «Педагог года 2010», победитель регионального конкурса программ дополнительного образования 2016 г
Конкурс дополнительных профессиональных программ
-
-
683

Характеристика опыта

начальные классы
Формирование исследовательских умений младших школьников в рамках учебных занятийкурса робототехники «Юный конструктор»
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются спроблемами искусственного интеллекта.
ФГОС НООтребуют освоения основ конструкторской и проектно – исследовательской деятельности. Для реализации данных требований в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» города Вологды было поставлено цифровое интерактивное оборудование, включающее комплекты конструктораLegoWeDo.Комплект содержал программное обеспечение и краткое описание курса.
Таким образом, появились материально-технические условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Однако, внедрение программы в образовательную практику было затруднено отсутствием полного УМК по курсу «Робототехника для младшего школьника», дидактических материалов, не разработанностью системы оценки и диагностики исследовательских умений обучающихся. Возникла проблема: как удовлетворить познавательные потребности учеников начальной школы при наличии конструктора LegoWeDo при отсутствии информационно-методической базы для организации занятий по Робототехнике для младших школьников.

Создание и реализация системы работы, направленной на формирование исследовательских умений младших школьников в рамках курса робототехники «Юный конструктор»

Разработана адаптивная программа курса по робототехнике «Юный конструктор» (на основе методических рекомендаций к конструктору LegoWeDo). Созданы дифференцированные задания для детей с разным уровнем достижений и индивидуальные маршруты для одаренных и слабоуспевающих учащихся. Составлено календарно-тематическое планирование с учетом организации исследовательской деятельности младших школьников. Разработаны методические рекомендации и дидактические материалы по организации занятий курса «Юный конструктор». Разработана система диагностики и оценкисформированности исследовательских умений младших школьников в рамках курса робототехники.

Эффективность:

Работа по формированию основ конструкторской и проектно-исследовательской  младших школьников в рамках организации занятий по курсу «Юный конструктор» ведется с 2012 года. Результативность работы оценивалась по показателямсформированности исследовательских умений.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений проведено диагностическое исследование, которое осуществлялось в два этапа (входная диагностика и диагностика на выходе). Критерии и уровни сформированности исследовательских умений представлены в таблице.

Выборку в нашем исследовании составили учащиеся - 59 человек, посещающие занятия кружка «Юный конструктор» в период с 2012 по 2015 год. 

Для выявления наличия положительного мотива к технической деятельностиДиагностика специальных способностей детей (А.деХаан, Г.Каф)  (адаптированная).

Уровни

Количество учащихся

Смирновой Ю.Н.(%)

Количество учащихся

Люлиной Е.Н. (%)

1 В - 2012

4 В - 2015

1И - 2013

3 И - 2015

низкий уровень (способности не выражены)

10

7

10

7

средний уровень (способности выражены слабо)

52

17

57

17

уровень выше среднего (выраженные способности)

21

41

17

30

высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди)

17

34

17

47

Для выявления имеющегося у младших школьников уровня сформированности  удетей младшего школьного возраста учебной мотивации к техническим видам деятельности использовался Опросник для детей младшего школьного возраста:

Уровни

Количество учащихся (%)

Смирновой Ю.Н.

Количество учащихся (%)

Люлиной Е.Н.

1 В -2012

4 В - 2015

1 И - 2013

3 И - 2015

Высокий

14

86

20

80

Средний

52

7

60

17

Низкий

34

7

20

3

Уровень креативности по Торренсу:

Уровни

Количество учащихся(%)

Смирновой Ю.Н.

Количество учащихся(%)

Люлиной Е.Н.

1 В - 2012

4 В - 2015

1 И– 2013

4 И - 2015

низкий уровень

10

0

7

0

уровень ниже среднего

7

0

13

0

уровень  несколько ниже нормы

14

3

10

3

норма (средний уровень)

38

48

40

50

уровень несколько выше нормы

7

10

13

20

уровень выше среднего

21

28

10

13

высокий уровень

3

10

7

13

Характеристика уровней сформированностиу детей младшего школьного возраста проявления самостоятельностипри осуществлении исследовательской деятельности

Уровни

Количество учащихся(%)

Смирновой Ю.Н.

Учащиеся(%)

Люлиной Е.Н.

1 В - 2012

4 В - 2015

1 И - 2013

3 И - 2015

Высокий

10

69

17

73

Средний

45

17

53

17

Низкий

45

14

30

10

Таким образом, мы наблюдаем рост количества обучающихся, демонстрирующих положительную динамику формирования исследовательских умений от 14 до 92%.

Увеличение охвата обучающихся, осваивающих курс по робототехнике с 27% до 83%. Рост количества и качества исследовательских работ младших школьников. Увеличение количества детей, выбирающих задания творческого уровня при проведении исследований. Увеличение количества участников конкурсов по робототехнике (2012 – 5 участников, 2015 -12 человек). 

Открытые занятия:1)по теме «Забавные механизмы. Модель «Танцующие птицы» Сборка и исследование модели».
2) по теме «Забавные механизмы. Модель «Обезьянка-барабанщица» Сборка и исследование модели».
Разработка и проведение серии практических занятий по темам: «Реализация основной образовательной программы начальной ступени образования в контексте требований ФГОС», «Развивающая среда начальной школы: конструктор ПервоРобот (ЛегоWeDo)».
Мастер – классы:1)«Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности»
2) «Реализация образовательной программы по внеурочной деятельности «Юный конструктор»
3) «Организация исследовательской деятельности младших школьников на занятиях кружка «Юный конструктор»
Выступление на тему «Организация исследовательской деятельности младших школьников в рамках кружка «Юный конструктор»
Публикация занятия внеурочной деятельности в рамках программы «Робототехника в образовании»

Научно-практическая конференция «Современный педагогический процесс: содержание, методы, приемы, формы», БОУ СПО ВО «Вологодскийпедагогический колледж», апрель 2013 г.
Курсы повышения квалификации по теме «Применение ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС» (мобильный класс), АОУ ВО ДПО «ВИРО», 2012, 2013, 2014г.
Проблемный семинар «Организация работы с одаренными детьми», МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников системы образования города Вологды», февраль 2014г.
Региональные педагогические чтения «Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: проблемы, опыт, перспективы», АОУ ВО ДПО «ВИРО», март 2016 г.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Современный педагогический процесс: содержание, методы, приемы, формы», БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж», май 2016 г.
Всероссийский учебно-методическийцентр образовательной робототехники, Москва. Интернет-портал: http://фгос-игра.рф/
Опыт применяется в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды учителями Самариной К.А., Чекмаревой О.Ю., Мартюговой Е.И.

-

1)Программа курса по робототехнике «Юный конструктор»
2)Конспекты занятий
3)Презентации

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация