button 11   button 12
koryakovskayama
Коряковская Марина Анатольевна
НЕ НА САЙТЕ
7 лет назад
6 лет назад
6 лет назад

Личные данные

БОУ Кичменгско-Городецкого муниципального района «Первомайская СОШ»
Учитель химии
Победитель федерального конкурса на получение денежного вознаграждения лучшими учителями 2013 года, лауреат X областного конкурса "Учитель года" 2013 года
"ПНПО"
-
-
949

Характеристика опыта

Химия
Формирование исследовательских компетенций у обучающихся 8-11 классов через урочную и внеурочную учебно-исследовательскую деятельность (применительно к предметной области "Химия")
В настоящее время существует противоречие между недостаточной готовностью обучающихся к учебно-исследовательской деятельности и требованиями современного образования в рамках государственного образовательного стандарта второго поколения, который предусматривает владение исследовательскими компетенциями. Недостаточная сформированность исследовательских компетенций у обучающихся 8-11 классов как ключевых образовательных компетенций является той проблемой, которая решается путем организации учебно-исследовательской деятельности.
Научной основой опыта, в первую очередь, является технология проблемного обучения (Махмутов М. И., Матюшкин А. М, Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, Л.Ю. Ляшко, А.С. Обухов, А.А. Плигин, А.Н. Поддьяков, А.В. Савенков, М.Н. Скаткин). Реализовать идеи проблемного обучения позволяет учебно-исследовательская деятельность учащихся (Савенков А. И.) Также в основе опыта используется компетентностный подход (Хуторской А. В.).

- отбор и адаптация содержания предмета химия для организации учебно-исследовательской деятельности;

- разработка различных типов уроков с организацией учебно-исследовательской деятельности.

 

- создание системы урочной и внеурочной учебно-исследовательской деятельности;

- разработка и реализация программ организации исследовательской деятельности;

- разработка конспектов уроков с учетом организации учебно-исследовательской деятельности;

- организация исследовательских объединений школьного, муниципального уровней: школьный химический кружок, школьное объединение «Ученик – исследователь», школьное экспедиционное движение, районное объединение научная эколого-краеведческая школа «Наш потенциал».

 

а) Результативность

Результативность опыта заключается в определении  приобретенных обучающимися необходимых навыков.  Результативность сформированности компетенций определяется с помощью оценки по определенным параметрам: 

1. Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

2. Подбирать литературу по теме исследования

3. Прогнозировать средства и методы исследования

4. Определять цель, методы, этапы учебного исследования

5. Находить и применять соответствующие методики исследования

6. Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты

7. Формулировать выводы  и рекомендации по итогам исследования

8. Рефлексировать  на основе  исследовательской работы

Результативность опыта заключается также в стабильности обученности, росте качества знаний, интересе к предмету,  количестве творческих (исследовательских) работ, участии в научно-исследовательских мероприятиях.

Для оценки сформированности ключевых исследовательских компетенций предлагается использовать методики анкетирования учащихся и оценочные листы учителя. Был проведен опрос обучающихся 10  класса в 2011-2012 учебном году по определению сформированности ключевых исследовательских компетенций и опрос этого же, но 11 класса в 2012-13 учебном году. Количество опрошенных  обучающихся – 28 человек. (Рис. 1)

Рис.1 Динамика сформированности исследовательских умений, %

1. Выбирать и обосновывать тему исследования.

2. Подбирать литературу по теме исследований.

3. Прогнозировать средства и методы исследования.

4. Определять цель, методы, этапы учебного исследования.

5. Находить и применять соответствующие методики.

6. Обобщать, описывать и литературно оформлять результаты исследований.

7. Формулировать выводы  и рекомендации по итогам работы.

8. Рефлексировать  на основе  исследовательской работы

Анализ диаграммы показывает стабильность и положительную динамику по большинству изученных исследовательских компетенций.  

Для осуществления индивидуального подхода в работе с одаренными детьми применяется карта сформированности компетенций обучающегося, заполняемая учителем. Такая карта заполнялась для некоторых учащихся 10-11 классов в 20132-12 учебном году. Это учащиеся, которые занимаются в кружке «Ученик – исследователь и являются членами научной эколого-краеведческой школы «Наш потенциал». Было отобрано 6 учащихся, которые 2-3 года занимаются в кружке.

Исследование 6 учащихся показало (таблица 1), что большинство из них набрали 31-36 баллов из 52 возможных. В большинстве случаев они получали 1балл иногда 2 балла из двух. Очень редко получали 0 баллов. Хорошо обучающиеся справляются с такими действиями, как: выделять главное в учебной информации, составлять план, пояснять свои идеи в процессе обсуждения, выделить признаки для сравнения, навыки беглого чтения, осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы, выполнять инструкции при решении учебных задач. 

Очень хорошо справляются с такими действиями, как: получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи), вести поиск информации изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере, решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера.

Труднее даются следующие действия: выбирать технологию для решения конкретной задачи, определить и выстроить в хронологической последовательности шаги по решению поставленной задачи,  самостоятельно предложить структуру для систематизации информации в соответствии с задачей упорядочить информацию в рамках заданной простой структуры, соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы. 

Важными показателями результативности опыта являются уровень обученности и качество знаний. О результативности можно судить также по участию обучающихся в создании творческих исследовательских работ. (Рисунок 2).

Включение в содержание школьного химического образования исследовательской деятельности способствует повышению интереса к предмету химии. (Рисунок 3)

Рис. 3. Динамика интереса к предмету химии, %

Для изучения интереса к химии было опрошено 160 до 125 обучающихся в разные годы.  Количество школьников, проявляющих интерес к изучению химии колеблется от 40 до 50%. Интерес к изучению химии, одному из самых сложных предметов в школе, в 2010 -11 и 2011-12 учебном годах держится примерно на одном уровне, в 2012-13 – растет.

Организация учебно-исследовательской деятельности способствует участию обучающихся в мероприятиях исследовательской направленности разных уровней. Это школьные «Дни науки», муниципальная и региональная краеведческая олимпиада «Мир через культуру», районная научная конференция «Юный исследователь – будущее России», региональная и  международная конференция «Молодые исследователи – регионам» и другие мероприятия. (Рисунок 3, 4)

Рис 4.  Участие обучающихся в мероприятиях исследовательской направленности под руководством педагога, человек

Ежегодно растет число обучающихся, участвующих в мероприятиях исследовательской направленности.

Рис. 5. Призеры мероприятий исследовательской направленности под руководством педагога, человек

Результативность участия обучающихся в различных мероприятиях школьного, муниципального  и регионального уровня стабильно возрастает, на федеральном уровне зависит от индивидуальных особенностей каждого обучающегося

Сведения об апробации методической системы, об обобщении и распространении личного педагогического опыта (за три последних года)

Форма апробации: обобщения и распространения опыта (формы указываются отдельно, с указанием тематики)

Уровень

Муници-пальный

Региональ-ный

Федераль-ный

Форум педагогических работников системы образования области «К новой школе Вологодчины» с участием делегаций регионов РФ. Региональный с межрегиональным участием. Докладчик Форума «Создание научной школы как опыт организации исследовательской деятельности в Кичменгско-Городецком районе». Публикация тезисов доклада в журнале «Источник» и в сборнике форума.  2010

 

+

 

 Педагогичекий десант в Подосиновский район Кировской области Межрегиональный  уровень. Мастер класс по химии  «Белки – сложные, многофункциональные, но… уязвимые». 2011.

 

+

 

Дни творчества. Муниципальный уровень,  урок  экологии Вологодской области  в 7 классе «Кичменгский Городок как пример экосистемы населенного пункта» 2011

+

 

 

Курсы ВИРО в Никольском районе для аттестующихся педагогов по предметам естественно-научного цикла. Региональный уровень.  Доклад «Организация лагерей и экспедиций». Доклад «Создание научной школы как опыт организации исследовательской деятельности в Кичменгско-Городецком районе». Мастер класс по химии  «Белки – сложные, многофункциональные, но… уязвимые»2010

 

+

 

22 областная конференция Общества охраны природы. Региональный уровень. Доклад «Создание научной школы  «Наш потенциал» как опыт организации исследовательской деятельности в Кичменгско-Городецком районе, 2012 г.

 

 

+

Создание и руководство районной научной эколого-краеведческой школой «Наш потенциал», объединяющей педагогов, обучающихся и образовательные учреждения Кичменгско-Городецкого района, активно сотрудничающей с социумом.

+

 

 

Участие в методических чтениях в Юго-Восточном округе города Москвы.«Современный педагог — новой школе» в 2010-2011 учебном году.  Размещение статьи на сайте Научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы. Печать статьи в Сборнике Методических чтений.

 

 

 

 Печать статьи «Наш потенциал» в информационно-методическом журнале «Источник», Вологда

 

+

 

Популяризация исследовательской деятельности через создание с обучающимися проекта «Красная книга Кичменгско-Городецкого района»

 

+

+

Открытие Персонального сайта учителя

 

 

+

II  районные педагогические чтения с межрегиональным участием «Традиционное и новаторское в опыте педагогов и образовательных учреждений»

Доклад «Создание научной эколого-краеведческой школы как опыт организации исследовательской деятельности»

+

 

 

III  районные педагогические чтения с межрегиональным участием «Традиционное и новаторское в опыте педагогов и образовательных учреждений»

Доклад «Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках естественнонаучного цикла»

+

 

 

Печать сборника материалов IV конференции школьников и педагогов «Юный исследователь – будущее России» под редакцией автора

 

 

+

1. г. Вологда. Форум педагогических работников системы образования области «К новой школе Вологодчины» с участием делегаций регионов РФ. Региональный с межрегиональным участием. Докладчик Форума «Создание научной школы как опыт организации исследовательской деятельности в Кичменгско-Городецком районе». Публикация тезисов доклада в журнале «Источник» и в сборнике форума.  2010

2. г. Подосиновец Кировской  области. Педагогичекий десант в Подосиновский район Кировской области Межрегиональный  уровень. Мастер класс по химии  «Белки – сложные, многофункциональные, но… уязвимые». 2011. 

3. с. Кичменгский Городок. Дни творчества. Муниципальный уровень,  урок  экологии Вологодской области  в 7 классе «Кичменгский Городок как пример экосистемы населенного пункта» 2011

4. г. Никольск. Курсы ВИРО в Никольском районе для аттестующихся педагогов по предметам естественно-научного цикла. Региональный уровень.  Доклад «Организация лагерей и экспедиций». Доклад «Создание научной школы как опыт организации исследовательской деятельности в Кичменгско-Городецком районе». Мастер класс по химии  «Белки – сложные, многофункциональные, но… уязвимые»2010

5. г. Вологда. 22 областная конференция Общества охраны природы. Региональный уровень. Доклад «Создание научной школы  «Наш потенциал» как опыт организации исследовательской деятельности в Кичменгско-Городецком районе».

6. Кичменгско-Городецкий район. Создание и руководство районной научной эколого-краеведческой школой «Наш потенциал», объединяющей педагогов, обучающихся и образовательные учреждения Кичменгско-Городецкого района, активно сотрудничающей с социумом.

7. г. Москва. Участие в методических чтениях в Юго-Восточном округе города Москвы.«Современный педагог — новой школе» в 2010-2011 учебном году.  Размещение статьи на сайте Научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы. Печать статьи в Сборнике Методических чтений.

8. г. Вологда. Печать статьи «Наш потенциал» в информационно-методическом журнале «Источник», Вологда

9. Интернет. Популяризация исследовательской деятельности через создание с обучающимися проекта «Красная книга Кичменгско-Городецкого района», размещенной в сети Интернет

10. Интернет. Открытие Персонального сайта учителя

11. Кичменгско-Городецкий район. II  районные педагогические чтения с межрегиональным участием «Традиционное и новаторское в опыте педагогов и образовательных учреждений»

Доклад «Создание научной эколого-краеведческой школы как опыт организации исследовательской деятельности»

12. Кичменгско-Городецкий район. III  районные педагогические чтения с межрегиональным участием «Традиционное и новаторское в опыте педагогов и образовательных учреждений»

Доклад «Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках естественнонаучного цикла»

13. г. Москва. Печать сборника материалов IV конференции школьников и педагогов «Юный исследователь – будущее России» под редакцией автора

14. Кичменгско-Городецкий район. Участие в районном конкурсе «Учитель года – 2012». Конкурсный урок «Не только рождающий воду»

-по теме «Водород».

15.Вологодская область. Участие в областном этапе конкурса «Учитель года-2013» . Конкурсный урок «Кирпичики жизни» по теме «Аминокислоты», сценический урок «Явления в химии и жизни» по теме «Физические и химические явления». Классный час «Почему мы порой говорим неправду?»

16. г. Ярославль. IV всероссийский конкурс методических разработок на экологическую тематику. Методическая разработка проекта «Красная книга Кичменгско-Городецкого района», 2010 г.

17. г. Вологда. Конкурс фоторабот педагогов «Тихая моя Родина», 2010 г.

18. г. Вологда. Заочный конкурс «Древо жизни» В номинации «Организация исследовательской деятельности», 2010 г.

19.  с. Кичменгский городок Районный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвященному Году учителя в России. Методическая разработка урока химии  «Кислоты», 2010 г. 

20. г. Вологда. Областной  этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвященному Году учителя в России.  Методическая разработка урока химии «Рождены элементом жизни…» по теме «Амины», 2010 г.

21. г. Вологда. Областной конкурс методических разработок проектов на основе краеведческого материала. Проект «Красная книга Кичменгско-Городецкого района». 2013 г.

22. г. Вологда. Областной заочный конкурс «Наше наследие». Отчеты о работе экологических экспедиций» 2004-2012 годы. 

 

1. Бунина Елена Васильевна, учитель биологии БОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области. 

2. Коряковская Ольга Дмитриевна,  учитель биологии БОУ «Кичменгско-Городецкая средняя общеобразовательная школа» Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области

3. Корзникова Марина Александровна, учитель географии БОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области.

4. Шишкина Екатерина Георгиевна учитель биологии, географии, химии БОУ «Заречная основная общеобразовательная школа» Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области.

 

-

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация