button 11   button 12
klassentv
Классен Татьяна Владимировна
НЕ НА САЙТЕ
6 лет назад
6 лет назад
6 лет назад

Личные данные

МБОУ ВМР «Сосновская средняя общеобразовательная школа»
Учитель начальных классов
-
"ПНПО"
-
-
973

Характеристика опыта

начальные классы
«Формирование УУД через проектную деятельность у обучающихся начальных классов»
Одной важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться» способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Возникает противоречие между новыми требованиями к результатам образования и недостаточной разработанностью методики формирования УУД. Проблема состоит в том, каким образом организовать учебный процесс, чтобы возрастал уровень самостоятельности учения. Одним из способов реализации решения проблемы может стать проектная деятельность.

Ведущая педагогическая идея данного  опыта заключается в создании системы работы, направленной на формирование УУД через реализацию проектной деятельности на учебных занятиях  и  внеурочной работе.

Разработана система формирования УУД на каждом  этапе проекта, которая дает большой потенциал для достижения новых положительных результатов саморазвития и самообразования ученика:  формирование  таких универсальных учебных действий, как проблематизация, целеполагание, организация и планирование действий, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения (см. приложение).  

Система работы спланирована в три этапа:

1.Подготовительный этап-1 класс

Задачи:

  • развитие умений видеть проблемы  и  выдвигать гипотезы;
  • развитие умений задавать вопросы;
  • развитие умений работать с источниками информации: наблюдать природные явления, работать с литературой, справочниками, энциклопедиями, работать с Интернетом;
  •  развитие умений работать в группах.

На данном этапе идет формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных  УУД и мотивации к обучению.

 

2. Формирующий этап-2 и 3 класс

Задачи:

  • знакомство   обучающихся с видами проектов и структурой проекта;
  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,
  • развитие регулятивных УД (целеполагание, планирование, рефлексия и т. д.),  познавательных УД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ и синтез объектов и т.д.), коммуникативных УД (сотрудничество в процессе учебной деятельности, умение слушать и вступать в диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и т.д.) и личностных УД (позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения).

 

3. Обобщающий  этап- 4 класс.

Задачи:

  •  применение  своих знаний в новых условиях;
  • представление результата  своего творческого труда;
  • формирование  ценностно-смысловой ориентации.

На обобщающем  этапе школьники представляют и осваивают новые виды  проектов. Используют разные продукты проектной деятельности, формы представления информации. Большое внимание уделяется компьютерным проектам: компьютерная графика, анимация, презентации, программирование в ПервоЛого, видеоролик, видеоклип.

 

 - ·разработка тематического и поурочного планирования по предметам: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, технология с  применением  проектной деятельности;

- разработка тематического планирования кружка «Мои первые проекты»;

- применение ИКТ  для организации и реализации проектной деятельности при разработке дидактического материала, подбор интернет ресурсов к проектной деятельности  (создание сайта  http://sosnovka35.narod.ru/p2aa1.html , презентаций http://ru.calameo.com/read/00066130955354d585b21, видеофильмов, видеороликов http://www.youtube.com/watch?v=giVYlnddQYY&feature=youtu.be);

- формирование банка  классных проектов;

- использование проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (проектные работы используются в качестве наглядного и дидактического материала на уроках).

 

1.                  Сформированность у обучающихся устойчивого интереса к изучаемым предметам (по результатам школьного анкетирования);

 предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

67%

73%

80%

80%

Математика

73%

80%

86%

86%

Лит. чтение

67%

73%

73%

73%

Окр. мир

60%

67%

73%

73%

 

2.  Сформированность умения  отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал, генерировать идеи, выбирать лучшее решение (тест Торренса);

  • «Беглость»- способность продуцировать большое количество идей.
  • «Гибкость» - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.
  • «Оригинальность» - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи.
  • «Разработанность» - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

2 класс

55%

40%

50%

30%

3 класс

70%

65%

80%

65%

4 класс

85%

80%

90%

75%

 

3.Результаты мониторинга оценки качества учебных достижений обучающихся 4-х классов в 2012г, выше средних показателей по области.

математика

 

по классу

Вологодская область

успеваемость

100%

92,3%

качество обученности

100%

73,8%,

 

Русский язык

 

по классу

Вологодская область

успеваемость

100%

93,5%

качество обученности

92,3%

69,8%.

4.     Высокая активность и результативность участия в  проектной деятельности.

Год

класс

Количество участников

Результативность

2010/2011

3

5

3

2

2011/2012

4

7

2

1

2012/13

1

4

2

2

 

                Благодаря систематическому  использованию проектной технологии ученики успешно защищают свои проекты  на региональных конкурсах «Детский компьютерный проект», «Мои первые проекты и исследования», на конференции «Первые шаги в науку», где занимают призовые места.

 

 

Муниципальный уровень

1. Выступления на конференциях, педагогических чтениях, МО учителей начальных классов Вологодского района:

  •    «Проектная деятельность младших школьников»,
  •     «Из опыта работы с сайтом школы, как информационным ресурсом ОУ»,
  •      «Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»,
  •      «Организация проектной деятельности учащихся в образовательном процессе»

2. Публикации:

  •    «Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность»
  •      «Россия - родина моя»

Региональный уровень

1. Доклад на областных педагогических чтениях: «Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность на уроках окружающего мира»

2. Мастер-класс на межрегиональной  научно-практической конференции «Методические особенности организации проектной деятельности младших школьников»

3.Публикации:  «Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность на уроках окружающего мира»;

«Россия - родина моя»

 

Всероссийский уровень

  1. Проект «Методические особенности организации проектной деятельности младших школьников» на международном фестивале образовательных проектов «Познание» 

Сетевые электронные ресурсы:

- внеклассное мероприятие «Святки» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,119396/;

- внеклассное мероприятие «Вологда прифронтовая» http://infourok.ru/material.html?mid=21600;

доклад «Проектная деятельность в начальной школе» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/

 

Семинары и методические объединения на базе МБОУ  ВМР «Сосновская СОШ» муниципального уровня .

Районные педагогические чтения учителей Вологодского района 2011г.

Педагогические конференции учителей Вологодского района  2010г. 2011г.

БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж» областные педагогические чтения. 2011г. г. Вологда

Межрегиональная научно-практическая конференция 2012г. Вологда.

Публикации:

 - сборник "От общеучебных умений к универсальным учебным действиям" // Департамент образования Вологодской области. – 2011,с.103;

 - сборник  «Организация проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе»//ИМЦ Вологодского района.- 2011, с. 7;

 - сборник  материалов методических разработок. «Россия - родина моя» // Вологда: Избирательная комиссия Вологодской области.-2013 г, с.81

Интернет ресурсы:

Авторский сайт, электронное портфолио http://nsportal.ru/leyfq

 

Опыт  применяется учителями Вологодского района, а также  преподавателем детской школы искусств Назаровой Натальей  Львовной

 

Направления подготовительной работы при организации проектной деятельности

Формирования УУД на каждом  этапе проекта

Технологическая карта урока  «Реки и озёра Вологодской области»

Приложения к уроку

Технологическая карта проекта «Поздравительная открытка на День Победы»

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация