button 11   button 12
ershovass
Ершова Светлана Симоновна
НЕ НА САЙТЕ
6 лет назад
6 лет назад
6 лет назад

Личные данные

муниципальное образовательное учреждение «Голузинская средняя общеобразовательная школа»
учитель географии
Почетная грамота Департамента образования Вологодской области. 2013 г.
"ПНПО"
Краеведение; работа с сервисами web - 2
Диплом победителя. Федеральный конкурс «Реализация воспитательного потенциала географии" 2012 г.
1174

Характеристика опыта

география
Организация познавательной деятельности обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов по географии в урочное и внеурочное время.
Требования ФГОС прослеживается идея формирования человека не только потребляющего знания, но и умеющего их добывать. Мотив, реальная причина отношения субъекта к любой деятельности – это интерес. Особый вид интереса к познанию – это познавательный интерес.
В организации познавательной деятельности все чаще возникают противоречия между:
- объемом разнообразной информации и занятием (урочным и внеурочным), ограниченным во времени;
- преобладанием в школе коллективной формы обучения, при которой не учитываются различные темпы усвоения учебного материала обучающимися и необходимостью освоения программы, согласно современным требованиям, всеми;
- наглядными пособиями (таблицы, схемы и т. п.), их статичностью, часто неэстетичным внешним видом, устаревшей информацией, содержащейся на них, и широкими возможностями электронных образовательных ресурсов, интерес к которым не ослабевает ни у обучающихся, ни у педагогов;
- необходимостью реализации деятельностного подхода к овладению знаниями, опирающегося на познавательный интерес (учись учиться), и низким уровнем этого интереса по отношению к общественным дисциплинам, в том числе, и к географии.
Проблема: Как активизировать мыслительную деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время? Как вызвать и поддержать интерес к географии – одной из общественных наук?

Создание системы организации урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование у обучающихся познавательного интереса и развитие общеучебных знаний, умений, навыков.
Оптимизация усвоения возрастающего объема изучаемого учебного материала при сохранении фундаментального ядра содержания географического образования путем изменения динамичности урока, активизации интеллектуальной, познавательной деятельности обучающихся.
Трудоемкость для учителя: большой объем времени на подготовку (поиск информации, отбор, анализ, систематизация, проектирование сценариев уроков с использованием ЭОР).
Трудоемкость для обучающихся: формирование навыков самоконтроля, саморегуляции, самомотивации к учению в целом и к географии в частности.

Новизна заключается:
• в отборе и применении ЭОР (электронных образовательных ресурсов), Интернет-ресурсов для организации урочной и внеурочной деятельности;
• в создании личной медиатеки (комплекса) различных типов презентаций, уроков с использованием электронных образовательных ресурсов из коллекций Федерального центра информационных образовательных ресурсов (fcior.edu.ru), Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-colletion.edu.ru); видеофильмов, обучающих авторских игр, кроссвордов, тестов, созданных на основе краеведческого материала с использованием сервисов Web – 2

Показателями результативности опыта являются:

- создание ситуации успеха на уроках, изменение уровня интереса к географии обучающихся:

Данные об учебной мотивации обучающихся. Изменение уровня интереса к урокам  географии (данные анкетирования)

Уровень

 интереса

к географии

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

начало

итог года

начало

итог года

начало

итог года

начало

итог года

начало

итог года

начало

итог года

Высокий

27,5

32,5

26,9

44

25

38,1

24,5

31,3

30

35

41

58,3

Средний

62,5

62,5

58

56

75

61,9

62,7

62,5

70

65

58,3

41,7

Низкий

10

5

15,1

12,8

6,25

- положительное изменение качества знаний по географии:

Сравнительные данные со средними показателями по учреждению

Показатели

Значения показателей

2010/2011

2011/2012

2012/2013

ОУ

география

ОУ

география

ОУ

география

 Успеваемость (%)

98

100

98

100

98

100

 Качество знаний учащихся

34

55

37,5

57

39,3

61

- готовность обучающихся к использованию, созданию, творческому применению презентаций, видеофильмов и других электронных ресурсов на практике:

Данные об учебных достижениях обучающихся

Показатели

Значения показателей

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Кол-во обуч-ся

%

Кол-во обуч-ся

%

Кол-во обуч-ся

%

1. Уровень обученности

126

57

169

57

162

59

2. Качество знаний уч-ся по предмету

69

55

96

57

98

61

3. Кол-во творческих работ обучающихся по предмету (проектов, исследований и др.)

21

12,8

32

19

34

21

4. Кол-во обучающихся в классах, испытывающих интерес к изучению данного предмета

79

63

105

62

111

69

- позитивная динамика числа обучающихся, принимающих участие в конкурсах, проектах  на различных уровнях (от муниципального до Всероссийского); достижение метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных) в урочной и внеурочной деятельности..

Внеурочные достижения обучающихся

Показатели

Значения показателей

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Кол-во обуч-ся

%

Кол-во обуч-ся

%

Кол-во обуч-ся

%

1  Кол-во обучающихся, принимавших участие в конкурсах муниципального  уровня

12

9,5

18

10,7

15

9,3

2. Кол-во обучающихся, принимавших участие в конкурсах регионального уровня

1

0,8

3

1,8

3. Кол-во обучающихся, принимавших участие в конкурсах российского уровня

2

1,6

4

2,4

16

9,9

4. Кол-во обучающихся, принимавших участие в конкурсах межрегионального  уровня

2

1,7

7

4,3

5. Кол-во творческих работ обуч-ся по предмету (проектов, исследований и др.)

15

12

17

10,1

20

12,3

 

Выступления на заседаниях школы практического учителя географии
 Внеурочная деятельность как одно из направлений ФГОС по географии (2010 г.)
 Формирование образа малой родины через исследовательские экспедиции по родному краю (2010 г.)
 Реализация системно – деятельностного подхода на уроках географии (2011 г.)
 Современный урок: деятельностный подход к обучению учащихся. Интерактивные формы обучения (2012 г.)
 Грани современного урока в условиях модернизации образования (2012 г.)
 Оптимальный выбор УМК с позиций ФГОС ООО – задача каждого учителя (2012 г.)
 Краеведение как один из видов внеурочной деятельности (2013 г.)
 Телекоммуникационные проекты как способ достижения метапредметных результатов образования в формате ФГОС ООО (2014 г.)
Мастер-классы
 Региональный компонент географического образования как одно из условий реализации ФГОС (2012 г.)
 Виртуальные путешествия с сервисами web – 2 (2012 г.)
 Техника работы с методическими сайтами учителей географии при подготовке к урокам (2013 г.)
 Интернет – технологии для реализации требований метапредметности во внеурочной деятельности (2013 г.)
 Использование сервисов web-2 на уроках и во внеурочной деятельности по географии (2013 г.)
Открытые уроки
 География 10 класс: обобщающий урок по теме: «Мировое хозяйство» (2011 г.)
 География 6 класс: «Гидросфера – водная оболочка Земли» (2012 г.)
 География 8 класс: «Географическое положение России» (2012 г.)
Обобщенный опыт деятельности педагога (комплексные работы)

«Формирование познавательного интереса у подростков средствами ЭОР на уроках географии в условиях сельской школы» (2012 год)

«Использование элементов ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности в сельской школе» (2012 год)
Использование сервисов web – 2 в работе учителя (2013 год)
Публикации
Неделя предметов естественно - научного цикла «Россия – Родина моя» (2008)
«Лекарственные растения родного края» - экологическая игра с клавиатурой (2012)
«География Вологодской области» «Растительный и животный мир Вологодской области» (2012)(для доступа необходимо присоединение к сообществу "Открытый класс")
Конкурс – игра «Знатоки птиц» по книгам В. В. Бианки (2011)
Участие в сетевом проекте как один из способов формирования метапредметных качеств личности (2013 год) 
Краеведение – один из видов внеурочной деятельности (2013 год) 

Школьный
 Педагогические советы (доклады):

«Организация, сопровождение проектной деятельности обучающихся»(2011 год);

«Использование сервисов web – 2 в работе учителя» (2012 год);
«Проектирование компетентностно – ориентированных программ по предмету с использованием ЭОР» (2013 год);

 Школьное методическое объединение учителей естественно – математического цикла.
Муниципальный
 Школа практического учителя географии Великоустюгского района
 Городской банк педагогической информации. г. Великий Устюг (2012, 2013)
 VI Булдаковские педагогические чтения «Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения» г. Великий Устюг (2012)
 Консультативные группы при МБУ «ИМЦ» г. В. Устюг для учителей географии города и района по проблемам:

Организация исследовательской деятельности обучающихся;

Использование ЭОР и цифровых технологий в учебной и внеурочной деятельности;
Мастерская педагога «Практик»

Печатные издания:
Примерное тематическое планирование по географии. 6 - 10 класс. Школа практического учителя географии. [Текст] / С.С. Ершова // сборник материалов. - Великий Устюг: МБУ «ЦПК педагогических работников образовательной системы»,  2007.  

Электронные образовательные ресурсы:

 Простые краски северных широт. Формирование образа малой родины через исследовательские экспедиции по родному краю (2014): авторские работы (видеофильмы, фотоматериал, презентации) [Электронный ресурс] /сост. О.А. Лопатина, С.С. Ершова. – Великий Устюг: МБУ «ИМЦ», 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).  – Загл. с этикетки диска.

Региональный

 Областной банк педагогических данных АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»  

 Межрегиональный  

 Межрегиональные VIII Булдаковские (педагогические) чтения с международным участием «Педагогические технологии в образовательной практике» Информационно-коммуникационные технологии в практике общего и профессионального образования г. Великий Устюг. (2014)  

 Ершова С. С. Краеведение как средство духовно – нравственного воспитания человека / С.С. Ершова // Духовно-нравственное развитие и воспитание в пространстве урока и дополнительного географического образования [Текст]: материалы межрегиональной научно – практической конференции учителей географии, ученых-географов МПГУ, ВятГГУ, специалистов учреждений системы повышения квалификации педагогических кадров, методической службы России и Кировской области, издательского центра "Вентана-Граф" (Киров, 13-15 января 2010 г.) / под. ред.  Л. А. Шубиной, Л. В. Якшиной – Киров: КИПК и ПРО, 2010, - С. 154 - 159.  

 Ершова С. С. Неделя предметов естественно – научного цикла «Россия – Родина моя» [Текст] / С.С. Ершова // Предметная неделя в школе: сборник. – Вып. 2: Биология. География. Химия / под ред. А. Ю. Сапожковой, Л. Е. Савашкевич, Н. В. Федорковой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. – С. 21 – 51                                                                          Межрегиональный августовский виртуальный педсовет «На пороге ФГОС»  на сайте «Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс», 2013.

Федеральный                                                                                                                

 Ершова С. С. Неделя предметов естественнонаучного цикла «Россия – Родина моя» (география, биология, физика, химия). [Текст] / С.С. Ершова // сборник материалов «Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология» / сост. Л. Е. Савашкевич, А. Ю. Сапожкова, Н. В. Федоркова.– Ярославль: Академия развития, 2009, с. 33 - 74. 

 Ершова С. С. Образовательно – воспитательная роль краеведческой работы на современном этапе. Научно – методический журнал «География и экология в школе XXI века» №3, 2012, с. 33 - 40.

 Всероссийский проект «Безопасность детей в Интернете» (2013 год); (2014 год)            

Личный сайт «Меридиан»

Электронное порфолио педагога

 Проектирование компетентностно – ориентированных программ по предмету с использованием ЭОР учителями географии г. Великий Устюг, района и МОУ «Голузинская СОШ»
 Работа учителей географии района в творческой группе по данной теме. Использование авторских презентаций на уроках и во внеурочной деятельности учителями Великоустюгского муниципального района

 Разработка урока по географии «Гидросфера – водная оболочка Земли», 6 класс
 Статьи:
• Телекоммуникационные проекты как способ достижения метапредметных результатов образования в формате ФГОС ООО
• Внеурочная деятельность как одно из направлений ФГОС по географии
 Презентация: Реализация системно – деятельностного подхода на уроках географии

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация