button 11   button 12
elistratovaea
Елистратова Ксения Александровна
НЕ НА САЙТЕ
4 лет назад
-
-

Личные данные

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»
учитель русского языка и литературы
областной конкурс «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности», Всероссийский смотр-конкурс педагогических изобретений 2015 года (Диплом победителя, ноябрь 2015 года), благодарственное письмо за подготовку и проведение открытого урока в рамках городского семинара, апрель 2016), областной конкурс «Педагогический дебют-2016» (Диплом победителя)
"Педагогический дебют"
-
кандидат филологических наук
781

Характеристика опыта

русский язык
Формирование лингвокультурной компетенции учащихся в условиях полиэтнического класса общеобразовательной школы
Политические, социальные, экономические изменения, произошедшие на территории постсоветского пространства в последние пятнадцать лет, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения. В связи с этим национальный состав школ меняется: в некоторых общеобразовательных школах Вологодской области уже сейчас до 30% разновозрастных детей, не знающих русского языка до приезда в Россию. Школы с таким контингентом составляют новый тип школ – школа с полиэтническим контингентом. Она реализует российский национальный образовательный стандарт в условиях полиэтнического контингента обучаемых.
Возникает серьезная проблема:
как организовать языковую интеграцию детей с родным нерусским языком в жизнедеятельность школы и адаптировать их к городскому социуму, если механизма для языковой адаптации детей инофонов в социокультурной среде общеобразовательного учреждения пока нет?

Создание системы организации внеурочной деятельности, направленной  на формирование поликультурной образовательной среды.

1. Разработана программа внеурочной деятельности, направленной на лингвокультурную адаптацию учащихся-инофонов «РКИ: учимся правильно говорить, читать и писать».
2. Составлены учебно-методических материалов, способствующих адаптации обучающихся инофонов к русскоязычной среде.
3. Используется в рамках занятий внеурочной деятельности технология «диалога культур» (М.М. Бахтин, В.С. Библер), которая позволяет учителю наиболее полно изучать региональный компонент (культуру и литературу Вологодского края).
4. Разработаны тесты, диагностирующие языковую адаптацию учащихся инофонов.
5. Составлена рабочая программа внеурочной деятельности «РКИ: учимся правильно говорить, читать и писать» в соответствии с основной общеобразовательной программой по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
6. Создана рабочая тетрадь по программе внеурочной деятельности «Учимся говорить по-русски».
7. Разработаны методические материалы (конспекты уроков, дидактические материалы), способствующих лингвокультурному развитию учащихся -инофонов.

 Повысилось качество при выполнении мониторинговых срезовых работ (тестирование) по русскому языку у детей инофонов.

                      Тестирование

         Импут (входное тестирование)

                       2015 (сентябрь)

Успешность

Качество

40%

35%

Срезовое тестирование 2015 (декабрь)

60%

48%

                       2016 год (февраль)

Успешность

Качество

90%

60%

                       2016 год (май)

100%

80%

     

Также повысился коэффициент результативности инофонов по сравнению с 2014 годом:

Год

Было

2014

0,68

2015

0,83

2016

1

Повысился уровень лингвокультурной компетенции по сравнению с результатами на начальном этапе обучения (1-4 класс):

 

Начальная школа

5 класс

6 класс

Понимание русской речи в нормальном темпе

40%

55%

80%

Умеют говорить на русском языке, соблюдая нормы согласования и управления

35%

50%

90%

Могут читать русскоязычные тексты, предусмотренные школьной программой, с полным пониманием прочитанного

20%

45%

70%

Умеют писать на русском языке, соблюдая лексико-грамматические нормы

20%

40%

80%

Дети инофоны активно участвуют в конкурсах различного уровня, справляются с заданиями творческого характера на русском языке:

-       городской конкурс сочинений «Вся семья вместе, так и душа на месте» (дипломы II степени, 3 чел.);

-       городской литературный конкурс, посвященный юбилею Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В. Быкова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, Б.Васильева и 70-летию Великой Победы (дипломы III степени, 3 чел.);

-       всероссийский конкурс творческих работ «Осенняя палитра» (дипломы II степени, 2 чел.);

-       международный конкурс творческих работ «Летняя фантазия» (дипломы II степени – 2 чел.);

-       российский межрегиональный конкурс «Проба пера» (диплом I степени – 1 чел.);

всероссийский конкурс «В созвучье слов живых…», издательство «Русское Слово» (диплом I степени – 1 чел.).

Открытый урок
«Образы малой Родины в поэзии Н.М. Рубцова» (литературы в 6 классе, технология «диалога культур» реализована на сопоставлении русской и армянской культур);
Мастер-классы
«Диалог культур на уроках современной литературы (уроки-дискуссии)»;
«"Диалог культур на уроках современной литературы" (уроки-дискуссии)»
Публикация
«К вопросу о лингвокультурной адаптации детей-мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе»

• Научно-методический семинар «В диалоге с Михаилом Бахтиным» (к 120-летию со дня рождения философа и литературоведа), г. Череповец, ФГБОУ ВО ЧГУ, март 2016.
• Череповецкие научные чтения – 2015: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч. 1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / Отв. ред. Н.П. Павлова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – С. 141-143.
• «Образование: эффективность, качество, инновации» (сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ЭЛ № ФС 77 — 60406 от 29.12.2014 г.). [Электронный ресурс] – Режим доступа: effektiko.ru
• Заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» города Череповца.

-

1. Рецензия на рабочую тетрадь для обучающихся 6 класса «Учимся говорить по-русски» кандидата филологических наук, доцента каф. отечественной филологии и прикладных коммуникаций ЧГУ Минец Д.В.
2. Пример урока из рабочей тетради (урок №9)
3. Мастер класс «Диалог культур на уроках современной литературы (уроки-дискуссии)»
4. К вопросу о лингвокультурной адаптации детей-мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе (научная статья).
5. Презентация «К вопросу о лингвокультурной адаптации детей-мигрантов на уроках русского языка в общеобразовательной школе» (сопровождает научную статью).

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация